<<
>>

Тема 7. ТИПЫ ГОСУДАРСТВА

На нашей планете существовало множество государств. В настоящее время по данным ООН существует 253 государства. Из них 195 являются членами ООН. Для того, чтобы изучить общие закономерности происхождения и развития гсоударств необходимо провести научную классификацию.

Данный метод именуется типологией государства.

Понятие "тип государства" выражает исторически изменяющуюся социальную природу государства, позволяет достаточно точно определить характер государства самых разнообразных эпох истории. Тип государства представляет собой строгую систему его важнейших сторон и свойств, порождаемых соответствующей исторической эпохой. Всем государствам определенной исторической эпохи свойственны одни и те же сущностные черты.

Типология государства в юридической науке необходима для того, чтобы объективно и полно раскрыть сложнейшие процессы становления, функционирования и перспективы государственного развития, провести систематизацию и анализ всех научных данных относительно возникновения и развития государства. Типология как научный метод, научный прием основывается на обобщении исторического, социологического и правового материала, на выявлении объективных процессов и связей в обществе, а также на анализе функционирования государственно-правовых явлений и систем. Таким образом, типологией государств называется научная классификация, отражающая логику исторического развития государств, позволяющая объединить их в группы на основе определенных критериев.

Существует два основных подхода к типологии государств: формационный и цивилизационный.

Формационный подход (представители К.Маркс, Ф.Энгельс, В. Ленин) использует в качестве критерия категорию общественно-экономической формации, то есть исторический тип общества, основанный на том или ином способе производства. Согласно формационному подходу при смене экономических формаций происходит переход от одного исторического типа государства к другому, который является более новым, более развитым.

Данный подход был разработан в рамках марксистско-ленинской теории государства и права. Для определения типа государства при формационном подходе учитываются следующие понятия.

1. Общественно - экономическая формация - исторический тип общества, который основан на определенном способе производства.

2. Соответствие государства определенной общественно - экономической формации, типу производственных отношений;

3. Понятие классов и классовой борьбы. При этом государство представляется инструментом обеспечения политической власти господствующего класса.

4. Социальное назначение государства.

Обратимся к понятию классов. В. И. Ленин в начале ХХ века предложил развернутое определение классов. Классы - это большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства; по отношению (большей частью, закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства; по их роли в общественной организации труда и по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они могут располагать. Классы - это такие группы людей, из которых одна может присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства. К. Маркс и Ф. Энгельс полагали, что классовая борьба определяет развитие истории человечества и смену одного государства другим.

В рабовладельческих и феодальных общественно-экономических формациях К. Маркс выделял два противоположных класса:

1) эксплуататоры - рабовладельцы и феодалы, которые владели землей и средствами производства;

2) эксплуатируемые - рабы или крепостные крестьяне, которые принадлежали эксплуататорам на правах собственности.

В условиях развития промышленного производства появляются два новых класса:

1) класс капиталистов (промышленников), владеющий средствами производства;

2) рабочий класс (пролетариат), который продает свою силу капиталисту и не имеет ничего «кроме собственных цепей».

Помимо вышеупомянутых классов в капиталистическом обществе могут существовать другие.

Например, могут существовать самостоятельные работники, являющиеся собственниками своих средств производства, но не использующие наемный труд.

Согласно формационной типологии существуют четыре типа государства:

- рабовладельческое;

- феодальное;

- буржуазное;

- социалистическое.

Долгое время формационный подход к типологии государств был единственным способом научной классификации государств. Однако данный подход не мог объяснить, почему разные народы, начав много тысяч лет назад свое развитие с одной и той же стартовой линии - первобытно­

общинного строя, в дальнейшем оказались на разных стадиях и пошли разными путями в государствообразовании.

В результате появились и другие критерии типологии государств.

В настоящее время рассматривается такой тип государства как восточное, которое предшествовало рабовладельческому государству. Рассмотрим типы государств подробнее:

1. Восточное государство (Египет, Вавилон). Географические условия и природные условия этих государств требовали организации крупных ирригационных работ. Экономической основой являлась государственная собственность на землю и ирригационные сооружения.

Функции восточного государства:

а) организация общественных работ;

б) взимание податей;

в) оборону своей территории или захват чужой;

г) подавление сопротивления общинников и рабов.

Организация государственной власти была представлена в форме восточной деспотии, где вся власть принадлежала наследственному монарху, правящему при помощи сильного военного бюрократического аппарата.

2. Рабовладельческое государство (Древняя Греция, Древний Рим).

Экономический базис составляла собственность не только на орудия и средства производства, но и на работников (рабов). Основные классы - рабовладельцы и рабы. Существовала социальная прослойка - ремесленники и др

Функции государства:

а) охрана частной собственности рабовладельцев и создание условий для эксплуатации работников;

б) подавление сопротивления рабов;

в) идеологическое воздействие с целью поддержания дисциплины и порядка.

Форма организации государственной власти - унитарные монархии и республики.

3. Феодальное государство.

Экономическая основа - собственность феодалов на землю и неполная собственность на крепостных крестьян.

Основные классы - феодалы и крепостные крестьяне. Существовал и промежуточный класс - ремесленники и др.

Функции государства:

а) охрана феодальной собственности;

б) подавление сопротивления эксплуатируемых;

в) защита от внешних нападений и ведение захватнических войн.

Форма организации государственной власти - монархия различных видов. Республиканская форма правления была лишь в городах-республиках (Генуя, Псков).

4. Буржуазное (капиталистическое) государство.

Экономическая основа - частная собственность на средства производства. Основные классы - буржуазия и рабочие. Существует также социальная прослойка - люмпен-пролетариат.

Функции государства:

а) экономическая, то есть государственное регулирование экономики путем активного вмешательства;

б) социальная (поддержка неимущих слоев населения и др.).

Форма организации государственной власти разнообразна (от республики до монархии).

5. Социалистическое государство.

Экономическая основа - общественная собственность на землю и др. Основной класс - рабочие и крестьяне. В качестве социальной прослойки выступает интеллигенция и др.

Функции государства:

а) охрана интересов государства, общества и трудящихся;

б) экономическая;

в) социальная.

Форма организации государственной власти - республика, федерация.

В юридической науке существует другой подход к типологии государства, основанный на понятии “цивилизации”. Цивилизация понимается как уровень общественного развития, материальной и духовной культуры, зависящий от религиозных, национальных, географических и других признаков. В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов:

первый - основатели локально-цивилизационного подхода исходили из того, что главной «единицей» общественно-исторического процесса являются самостоятельные,достаточно замкнутые (локальные) общности — цивилизации, каждая из которых имеет свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, шумерская, индийская, эгейская и др.);

второй - особенные цивилизации (индийская, китайская, западно­европейская, восточно-европейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств;

третий - современная цивилизация, с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально­политических структур.

Существуют различные основания для типологии цивилизаций и их государственности: хронологические, генетические, пространственные, религиозные. Для типологии государств с точки зрения цивилизационного подхода наибольший интерес представляет классификация цивилизаций по уровню их организации. Цивилизации делятся на первичные и вторичные. Государства в первичных и вторичных цивилизациях резко отличаются друг

от друга по своему месту в обществе, выполняемой роли и социальной природе.

Государство в первичных цивилизациях занимает центральное место в жизни общества, т.к. государственные органы определяют социально­экономическую систему отношений, выполняя не только политические функции, но зачастую и хозяйственные, культурные, религиозные. Верховный правитель обожествляется, государственный аппарат вместе с церковью представляет единый политико-правовой механизм. Государственная власть функционирует в форме деспотии.К первичным цивилизациям относят древнеегипетскую, шумерскую, вавилонскую, японскую, китайскую, индийскую и др.

Во вторичных цивилизациях государство занимает важное, но далеко не центральное место в жизни общества. Государство возникает как результат компромиссов между различными социальными классами и группами. Оно необходимо для защиты общества от внешних агрессий, поддержания внутреннего порядка. В хозяйственной деятельности не участвует, т.к. в обществе широко распространена предпринимательская деятельность, преобладает частная собственность. Религия уже не выполняет политические функции, а является только частью культуры общества. Глава государства не нарушает религиозные догматы, т.к. поддержка церкви необходима для его легитимности, но слияние государственного аппарата с церковью не происходит, либо незначительно. К вторичным цивилизациям чаще всего относят западноевропейскую, восточноевропейскую, североамериканскую, латиноамериканскую и др.

При цивилизационном подходе тип государства определяется не столько объективно-материальными, сколько идеально-духовными, культурными факторами.

А.Дж.Тойнби в книге «Цивилизация перед судом истории» (СПб, 1996, С.14) пишет, что культурный элемент представляет собой душу, кровь, лимфу, сущность цивилизации; в сравнении с ним экономический и тем более политический план кажется искусственным, несущественным, заурядным созданием природы и «движущих сил цивилизации».

Понятие цивилизации он сформировал как относительно и замкнутое и локальное состояние социума, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков, два из которых остаются неизменными: религия и формы ее организации, а также степень удаленности от того места, где данное общество первоначально возникло. В соответствии с этими критериями Тойнби выделяет 21 цивилизацию. В их числе: египетская, андская, китайская, минойская, шумерская, майянская, индская, эллинская, западная, православная христианская (в России), дальневосточная (в Корее и Японии), иранская, арабская, индуистская, мексиканская, юкатанская и вавилонская. Из 21 цивилизации, считает А.Дж.Тойнби, сохранились лишь те, которые смогли последовательно освоить жизненную средуразвить духовное начало во всех видах человеческой деятельности (египетская, китайская, иранская,

сирийская, мексиканская, западная, дальневосточная, православная, арабская и т.д.). Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках.

Цивилизации делятся на оседлые и кочевые. Цивилизационный подход позволяет объяснить многовариантность исторического развития в том числе, ответить на вопрос почему все общества и государства неодинаково развиваются и выбирают разные пути движения к прогрессу. При цивилизационном подходе развитие общества и государства рассматривается через призму человека, через его права и свободы, через его представления о ценностях и целях собственной деятельности.

Цивилизационный подход позволяет рассмотреть взаимосвязь и соотношение государства и духовно-культурной жизни общества.

Так, рассматривая государство необходимо учитывать не только социальные интересы и действующие силы, но и устойчивые, нормативные образцы поведения, весь исторический опыт прошлого.

Также государственная власть как центральное явление мира политики может рассматриваться в то же время как часть мира культуры. Это позволяет раскрыть связь государственной власти и морали, ценностных ориентаций, сложившегося мировоззрения и т. д.

Изучая разнородность культур во времени и пространстве можно понять, почему некоторые типы государств, соответствующие одним условиям, останавливались в своем развитии в других условиях. То есть здесь в сфере государственной жизни особое значение придается различиям, вытекающим из своеобразия национальных культур и черт национального характера.

При изучении вопроса о типах государства следует пользоваться одновременно как формационным, так и цивилизационным подходами.

В научной литературе особый интерес вызывает понятие кочевого государства. Здесь государственная власть рассматривается как отражение кочевой цивилизации. Отметим, что кочевая (номадическая) цивилизация имеет ряд отличий от оседлых цивилизаций и представляет собой определенную систему культуры, мышления, менталитета, мироощущения. Культура кочевников близка к природе, естеству, отличается своеобразием мышления и самосознания. Кочевая система хозяйствования позволяла осуществлять свою примитивную экономическую деятельность вне государственных форм жизни.

Отметим, что кочевой образ жизни и кочевая ментальность определили особенности государства как института управления обществом. Здесь сохранились родоплеменные отношения и правопорядки. Отсутствовал строго легитимной порядок престолонаследия. Существовало обычное право, основанное на традициях, отсутствовал развитый бюрократический административный аппарат. Функции кочевого государства были незначительны по объему и разнообразию. Государственная власть основывалась на кровнородственных связях.

Таким образом, можно полагать, что кочевое государство - это особая форма организации власти, присущая обществам кочевого типа. Основой такого государства была коллективная собственность на землю, обладание которой давало основу существования государства. Земля здесь была необходима, прежде всего, для ведения скотоводства. Кочевые государства, постоянно сменяя друг друга, существовали вЕвразиис серединыI тыс. дон.э.доXVIII века. В настоящее время ученые доказали, чтоскифысоздали первое государство кочевников. Самой большой кочевой империей были Тюркский каганат (VI век) иМонгольская империя (XIII век).

Обратимся к особенностям казахского ханства как кочевого государства. Так, по мнению известного историка Н. Масанова[4], кочевое хозяйство было максимально адаптировано к природным условиям. Внутри казахского народа никогда не существовало стремления к политической централизации. Поэтому ханов всегда было много, и каждый из них опирался на свою родоплеменную группу. Хан всегда был нейтральным арбитром в спорах. Казахское ханство не знало абсолютной монархии. Власть хана не передавалась прямо по наследству, хан выбирался из среды султанов. Объединить все жузы в единое государство было невозможно, поскольку территория была слишком огромной, а плотность населения не превышала 1-2 человек на кв. километр. Кочевой образ жизни подразумевал минимальный уровень политической централизации с преобладанием центробежных тенденций.

По мнению известного казахстанского ученого историка И. Ерофеевой[5], политическая система кочевников, и соответственно кочевое государство намного отличалась от классического понимания. Особенность казахского ханства определялось совокупностью многих факторов: обширностью территории, небольшой плотностью и рассеянностью населения, аридным климат, отсутствием длительных и прочных поселений и др. В этих условиях управлять государством так, как было принято в городах или небольших государствах, было невозможно. Отношения в казахском обществе носили патронатно-клиентный характер, то есть основывался на обмене ресурсами и услугами. Такой уклад был в основании политического мировоззрения кочевников. Поэтому и форма государственной власти у номадов сложилась своя, совершенно уникальная. По типу правления это была монархия с верховным правителем во главе. Но монархия здесь была достаточно условной, потому что ханов было несколько. Параллельно народом управляло от трех до десяти человек, имевших монархический титул.

Это была иерархия так сказать «разнопорядковых» ханов. Верховный правитель - Улкен-хан (он управлял всей территорией), ниже его стояли региональные правители - КЫ-ханы (часто они управляли жузами), а еще ниже - Келте-ханы, то есть мелкие ханы (их власть распространялась на отдельные роды или объединения).

Между этими тремя типами ханов сложились совершенно удивительные взаимоотношения. Всю полноту власти Верховному хану региональные и локальные правители делегировали только в военное время. Тогда он становился и «верховным главнокомандующим», и полновластным правителем. Но в мирное время властные полномочия Верховному хану были недоступны. В основном Улкен-хан выступал в качестве верховного председателя на всевозможных собраниях и курултаях, занимал почетные места на различных ритуальных мероприятиях. Сами ханы четко осознавали границы своих возможностей. Отметим, что самодержавных казахских ханов никогда не существовало.

Такое политическое устройство было органично вплетено в ткань естественных процессов Степи, адаптировано и к месту, и к климату, и ко времени. Степная система управления функционировала фактически без перебоев довольно продолжительное время вплоть до Нового времени, пока не изменилась геополитическая обстановка. В оседлых странах произошли технологические революции, возникли империи и начался передел мира. В новых условиях преимущества достаточно демократической системы Казахского ханства стали уязвимыми местами - Степь начала уступать технологичному и деспотичному напору соседних культур.

Этому способствовали еще два фактора: изобретение огнестрельного оружия дальнего боя, которое лишило конницу кочевников всех преимуществ, и открытие морских торговых путей, которые оказались дешевле и безопасней сухопутных. И Степь постепенно перестала быть караванным путем. Таким образом, можно заключить, что казахское ханство было уникальным, основанным на кочевничестве, максимально приближенным к природе, основанной на демократической форме управления.

В юридической литературе имеют место и другие виды классификации государств. Так, в зависимости от политического режима государства делятся на демократические и недемократические. В зависимости от отношения к религии выделяют светские, теократические, клериальные и атеистические государства. Также юридическая наука выделяет такой тип как государство переходного периода от тоталитарного к демократическому содержанию.

Раскроем виды государства в зависимости от политического режима.

1. Тоталитарное государство (от лат. totalis — весь, целый). В данном государстве власть в руках диктатора или правящей элиты, человек ничто

перед государством. В этом государстве запрещено все, что не дозволено законом.

Выделим признаки тоталитарного государства:

• стремление государства к полному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;

•практически полное отчуждение общества от политической власти;

• монопольный государственный контроль над экономикой, СМИ, культурой, религией, вплоть до личной жизни людей;

• формирование государственной власти бюрократическим способом, господство одной партии;

•формальный характер прав и свобод человека и гражданина, отсутствие четких гарантий их реализации;

• наличие крупной собственности (общинной, монополистической, государственной), выступающей в качестве экономической основы;

•наличие одной официальной идеологии, устранение плюрализма мнений и идеологий;

•централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением;

•отсутствие правовой государственности и гражданского общества;

• произвол государственной власти, её осуществление без учета мнений большинства, в противоречии с демократическими механизмами, нормами и институтами.

2. Авторитарное государство (от греч. autocritas — власть) отличается от тоталитарного большей демократичностью, хотя и ограниченной. Данное государство, прежде всего, связывается с именем главы государства, который единолично осуществляет государственную власть.

Основными чертами авторитаризма являются:

- монополия на власть одной группы, партии или коалиции, которая никому не подотчетна;

- полный или частичный запрет на деятельность оппозиции;

- сильно централизованная монистическая структура власти;

- сохранение ограниченного плюрализма, наличие дифференцированных отношений между государством и обществом:

- наследование главный способ рекрутирования правящей элиты;

- отсутствие возможности ненасильственной смены власти;

- использование силовых структур для удержания власти.

Авторитарные режимы отличаются от тоталитарных следующими основными чертами:

-допускается неодинаковая степень регламентации различных аспектов общественной жизни: при тоталитаризме контролируются все сферы общественной жизни, для авторитаризма характерна намеренная деполитизация масс, их довольно слабая политическая информированность;

-авторитаризм не имеет единой и обязательной для всех идеологии, допускает ограниченный плюрализм, если он не наносит вреда системе; гражданин не подвергается репрессиям, если он не является активным противником режима;

-авторитарные диктатуры предпочитают сохранять традиционные классовые, сословные или племенные перегородки, чуждые тоталитаризму, который разрывает традиционные социальные связи, превращает «классы в массы»;

-при авторитаризме высшей ценностью является государство как средоточие властных функций;

- в отличие от тоталитаризма, при котором систематический террор проводится легально и организованно, при авторитаризме используется практика избирательного террора.

3. Либеральное государство (от лат. liberalis — свободный) создает условия для раскрытия правового потенциала личности. Здесь действует принцип “Разрешено все, что не запрещено законом”.

Либеральное государство характеризуется специфическими признаками:

•- формализм законаи формальное равенство прав; либеральное государство — это формально-правовоегосударство, не признающее социальных и иных различий граждан;

• - приоритетиндивидуальных прав и свобод граждан, невмешательство в их частные дела, вправо собственности и социальные отношения;

• - ограничениеммногопартийности старыми («традиционными») партиями. Исключение новых партий изучастия во власти;

• - правительствопарламентского большинства и отсутствие сильного противовеса.Идеологию либерального государства можно коротко изложить в известномвыражении:«Государство — ночной сторож».

4. Демократическое государство(гр. demokratia- властьнарода, оτdemos - народиkra∕o.s'- власть).В этом государстве граждане участвуют в делах государства, все важные государственные органы подконтрольны народу. Граждане обладают реальными правами и свободами. Государство служит личности и обществу.

Основные черты демократического государства:

- признание народного суверенитета - власти народа в качестве верховного носителя и источника государственной власти;

- равноправное участие всего народа (а не только части населения) в управлении делами в обществе и государстве непосредственно (самоуправление) и через представительные органы. Равный доступ всех к государственной власти предусматривает участие в формировании органов государства, контроле за их деятельностью, поддержании постоянного контакта с ними населения;

- демократическая процедура образования органов государства в результате конкурентных, свободных и честных выборов; прямые

(непосредственные) выборах, предусматривающие сменяемость парламента, президента, местных представительных органов демократическим путем;

- политическая свобода и равенство граждан перед законом и судом. Политическая свобода означает свободу выбора общественного строя, формы правления, право определять и изменять конституционный строй, обеспечить защиту прав человека. Она основывается на свободе экономической, различных формах собственности, равном доступе к собственности и на многообразия культурной жизни.

Раскроем особенности государств в зависимости от отношения к религии.

Светские государства. Здесь провозглашается отделение

государственной власти от религии. При этом религиозные объединения не вмешиваются в деятельность государственных органов, имеют собственную сферу деятельности, куда не вмешивается государство. Здесь провозглашается свобода вероисповедания. Республика Казахстан является светским государством.

Теократическое государство. Здесь государственная власть непосредственно находится в руках религиозных деятелей, духовенства, церкви. При этом вся деятельность государства и ее органов основывается на догматах соответствующей веры. В новейшей истории такими государствами были, например, Монголия до 1921 г. и Тибет до присоединения его к Китаю в 1951 г. Сегодня это — редчайшее исключение, представленное государством Ватикан, во главе которого стоит Папа Римский.

Клерикальное государство. Здесь религия, церковь не слиты с государством. Но на практике религия и ее представители оказывают определяющее воздействие на все стороны общественной и государственной жизни, включая политику, судебную систему, систему образования и т.д. Примером такого государства является современный Иран.

Атеистические государства. Атеизм понимается как отрицание религии. В таком государствеатеизмявляется основнойдоктриной, а атеистическая пропагандаисходит от органов власти. Примером является СССР - Союз Советских Социалистических Республик. Как известно, СССР распался в 1991 г. на пятнадцать самостоятельных государств.

Смена государственно-правовых систем происходит тремя путями - революция, эволюция, конвергенция. Революция - резкое и быстрое изменение существенных признаков государственно-правовой системы с целью укрепления и формирования другой общественно-экономической формации. Ядром революции является акт, как правило, насильственного овладения государственной властью.

Эволюция - постепенное, преимущественно ненасильственное, изменение существенных признаков государственно-правовой системы.

Конвергенция - постепенное сближение различных формаций и государственно-правовых систем. Конвергенция есть проявление эволюционной смены типа государства и права.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что такое типология государства? Каково значение типологии государства для юридической науки?

2. Дайте характеристику формационного подхода к типологии государства.

3. Дайте характеристику цивилизационного подхода к типологии государства.

4. Определите классификацию цивилизаций по уровню их организации.

5 Выделите особенности кочевого государства, раскройте содержание казахского ханства.

6 Раскройте иные виды типологии государства.

<< | >>
Источник: ИБРАЕВА А.С., САРТАЕВ С.А., ИБРАЕВ Н.С., ЕСЕТОВА С.К., СЕЙФУЛЛИНА А.Б.. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. АЛМАТЫ, 2017. 2017

Еще по теме Тема 7. ТИПЫ ГОСУДАРСТВА:

  1. Марченко М.Н., Дерябина Е.М.. Теория государства и права России. Том 1. Государство: учебное пособие. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова,2019. - 640 с., 2019
  2. ГЛАВА 2. СЕМАНТИЧЕСКИЕ ТИПЫ И ФУНКЦИИ СЛАВЯНИЗМОВ В ПОЭЗИИ П.А. ВЯЗЕМСКОГО
  3. Участие государства в финансово-хозяйственной деятельности эмитента
  4. Марченко М.Н., Дерябина Е.М.. Теория государства и права России. Том 2. Право: учебное пособие. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова,2019. - 448 с., 2019
  5. Иванов А.А., Малахов В.П.. Теория государства и права. Учебное пособие. - М.:2012. - 351 с., 2012
  6. Заячковский О.А., Маскаева И.И., Усенко Ю.Н.. Теория государства и права: учебное пособие. — Ка­лининград: Изд-во БФУ им. И. Канта,2011. — 272 с., 2011
  7. Государство и право дореволюционной России. ЛЕКЦИЯ, 2019
  8. Стешенко. История государства и права России_V - начало XX века Т.1, 2003
  9. Б.Н. Земцов. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИИ: Учебное пособие. - М.: Изд. центр ЕАОИ.2008. - 336 с., 2008
  10. Теория государства и права: учеб. пособие для студен­тов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруден­ция» / В.П. Малахов, И.А. Горшенева, А.А. Иванов. — М.,2012. — 159 с., 2012