<<
>>

Тема 11. ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

Люди в процессе своей многовековой жизнедеятельности выработали множество различных норм и правил. Это моральные, правовые, политические, эстетические, корпоративные, религиозные обычаи, традиции, привычки, нравы, обряды, ритуалы и др.

Нормы - это образцы, эталоны, правила поведения участников общественных отношений.

В юридической науке все действующие в обществе нормы подразделяются прежде всего на две основные группы - социальные и технические.

Социальные нормы - правила поведения, установленные обществом, они содержат указания, информацию о желательном или нежелательном поведении людей.

Под техническими нормами понимаются все национальные нормы, куда входят кроме сугубо технических, например, санитарно-гигиенические, экологические, биологические, физиологические и др. Но для краткости всех их принято именовать техническими в контексте соотношения с социальными.

Технические и социальные нормы взаимодействуют между собой. В частности, важнейшие для общества технические нормы поддерживаются правом и государством, становясь технико-юридическими правилами поведения, в силу чего они выступают общеобязательными, влекущими за собой определенные юридические последствия. Например, уголовное законодательство предусматривает ответственность за нарушение правил безопасности при производстве строительных работ. Также существуют правовые нормы эксплуатации транспорта.

Современные социальные нормы - это всевозможные способы, которые предназначены для того, чтобы жизнь в обществе не превращалась в беспорядок, была эффективной, комфортной, справедливой, полезной, ценной для каждого гражданина, групп людей, конкретных государств и всего человеческого сообщества в целом.

Каждый субъект правоотношения (человек) должен иметь знания о нормах, действующих в обществе и строить свою жизнь на их основе. Процесс изучения, усвоения и применения различных социальных норм называют социализацией.

Участвуя в различных группах, сообществах, человек приобретает социальный опыт, формируется как личность. Личность - это индивид, который действует на основе знания культурных норм, ясно представляет себя, свою роль среди других людей. В результате социального взросления (в процессе формирования личностных качеств) человек

осмысливает себя как гражданин. Гражданин - это одна из основных характеристик человека, которая обозначает его принадлежность к определенному государству.

Схематически социализацию человека можно представить как жизненный путь, который начинается в семье и осуществляется в обществе и государстве.

Государство - это одна из организаций общества, которая занимается регулированием совместной жизни людей. Гражданин и его интересы представляют главную заботу цивилизованного государства.

Нормы, которые направляют совместную жизнедеятель-ность людей, представлены в международных соглашениях (конвенциях); конституциях; уставах различных организаций, партий; кодексах; законах; моральных требованиях (предписаниях); религиозных обычаях; культурных традициях; политических обязательствах. С помощью этих норм устанавливается определенный порядок, иерархия (то есть соподчиненность одних другим). Действие норм наблюдается везде и повсюду, они регулируют разнообразные виды деятельности людей, в их взаимоотношениях между собой. Социальные нормы начинают функционировать с момента, когда человеческий плод еще находится в материнском организме и прекращается с событиями, связанными со смертью человека.

Чтобы создать нормальную жизнь для граждан государства, регулировать их взаимоотношения, а также отношения между государствами (между народами), имеются нормы права. Эти нормы закреплены в законах, кодексах, конвенциях (договорах) и иных правовых актах. В обществе действуют национальные (государственные) и международные (если данное государство разделяет их) нормы права. В свою очередь они обязательны для применения и исполнения всеми гражданами, организациями.

Наибольшее значение для правовых норм имеют нормы морали. Мораль - это система норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого.

В системе социальных норм нормы морали выступают самыми универсальными регуляторами общественных отношений с позиции добра и зла, справедливого и несправедливого и обеспечиваются мерами общественного воздействия. В отличие от права мораль несет оценочную характеристику (хорошо- плохо, благородно - низко). Нормы морали действуют через внутренние психологические механизмы. Для них характерно отсутствие текстуального закрепления, и санкциями являются, например, общественное осуждение. Отклонениями от моральных норм можно назвать пьянство, самоубийство, бродяжничество.

Право и мораль являются важнейшими элементами человеческого поведения, тесно взаимосвязаны. Как правило, все правовое подлежит моральным оценкам и, прежде всего классификации добра и зла. Мораль есть одна из сторон правовых отношений, т.к. эти отношения затрагивают коренные интересы людей и подлежат не только юридическим, но и моральным оценкам.

Сфера применения правовых оценок к морали значительно уже, чем моральных к праву. Это объясняется тем, что моральные оценки являются универсальными, а правовые ограничены определенными сферами действительности.

Также право связано с религиозными нормами. Религиозными нормами называются правила, установленные различными вероисповеданиями и обязательные для верующих. Источниками религиозных норм являются Коран,

Сунна, Иджма,Киас, Ветхий завет, Новый завет, религиозные книги буддистов и др. Эти нормы устанавливают правила организации и функционирования (деятельности) религиозных объединений.

Из истории развития человеческого общества видно, что религиозные нормы имели юридический характер, являлись регуляторами политических, государственных, гражданско-правовых, брачно-семейных и иных отношений.

Нормы, которые установлены религиозными организациями, соприкасаются с действующими правом в ряде отношений, а именно основной закон государства создает правовую основу деятельности религиозных организаций, гарантируя каждому свободно исповедовать любую религию.

Религиозным объединениям может придаваться статус юридического лица.

Правовые нормы также связаны с нормами обычаев. Обычаи - это сложившиеся в многовековой жизнедея-тельности общества, передаваемые из поколения в поколение вошедшие в привычку нормы или правила поведения людей, исполняемые добровольно.

Согласно ст. 3 Гражданского Кодекса Республики Казахстан обычаи делового оборота считаются источниками гражданского законодательства.

Обычаи менее связаны с правом, чем моральные нормы, но, тем не менее, обычаи также влияют на право. Обратимся к истории. Так, в казахском обществе кочевого периода обычаи были источником права. Государство санкционировало в виде правовых норм те или иные обычаи, придавало им общеобязательное значение. Ярким примером собрания правовых обычаев является свод законов хана Тауке «Жет1 Жаряы». Жеты Жаргы был принят в годы правления хана Тауке, при активном участии главных биев казахской степи - Толе-бий, Казыбек-бий, Айтеке-бий. Цель свода законов «Жеты- Жаргы» - объединить казахский народ, ослабить распри между родами, усилить ханскую власть. «Жеты-Жаргы» состоит из норм административного, уголовного, гражданского права, семейно-брачных отношений; разделов о налогах, религии и т. д. Основные принципы Жеты жаргы: принцип строгого подчинения младших старшим (детей - родителям, жены - мужу; подчиненного - правителю); принцип коллективной ответственности (человека перед родом, рода за каждого своего члена). Уголовное наказание основывалось на принципе талиона (кровь за кровь), но смертная казнь (4 вида) всегда могла быть заменена выкупом (кун). К правовой ответственности привлекались с 13 лет. Вступление в брак разрешалось с 13-летнего возраста. Не разрешалось вступление в брак кровным родственникам до семи поколений. Размер калыма устанавливался в зависимости от зажиточности, происхождения или родовитости. В случае смерти жены разрешалось жениться на ее сестре.

Свод законов «Жеты-Жаргы», отражая свою эпоху, сыграл значительную роль в достижении внутриказахского единства.

Рассмотрим сходство и отличие права и обычая. Так, нормы права и обычаи являются регуляторами поведения людей, выражаются в виде общих,

общеобязательных правилах и указывают, какими должны или могут быть человеческие поступки по мнению определенных коллективов.

Вместе с тем обычаи и нормы права отличаются друг от друга по происхождению, форме выражения и способу обеспечения. Если обычаи появились с возникновением человеческого социума, то нормы права существуют в государственно-организованном обществе; если обычаи не закрепляются в специальных акта, а содержатся в сознании людей и передаются из поколения в поколение, то нормы права существуют в определенных формах и передаются через официальные каналы; если обычаи обеспечиваются силой общественного мнения, то нормы права реализуются с учетом возможности государственного принуждения.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Назовите виды социальных норм.

2. Какова роль и место правовых норм в системе социальных норм?

3. Каково влияние моральных норм на право?

4. Охарактеризуйте соотношение обычаев и правовых норм.

5. Каково соотношение религиозных и правовых норм?

<< | >>
Источник: ИБРАЕВА А.С., САРТАЕВ С.А., ИБРАЕВ Н.С., ЕСЕТОВА С.К., СЕЙФУЛЛИНА А.Б.. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. АЛМАТЫ, 2017. 2017

Еще по теме Тема 11. ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ:

  1. 1. Гражданское право в системе отраслей российского права.
  2. Лекция 1. Административное право как отрасль права в правовой системе Российской Федерации.
  3. 2.1. Понятие и структура административно-правовых норм. Виды административно-правовых норм.
  4. Право на удовлетворение иска и право на получение судебной защиты
  5. 2.2. Реализация административно-правовых норм.
  6. 2.3 Право на предъявление иска и право на обращение в суд за судебной за­щитой
  7. Право на судебную защиту как конституционное и субъективное процес­суальное право
  8. Право па судебную защиту и право на иск
  9. Право на защиту и право на судебную защиту
  10. 8. Понятие и состав гражданского законодательства. Действие гражданского законодательства. Толкование гражданско-правовых норм.
  11. 6. Система гражданского права.
  12. 5.1. Понятие и система государственной службы.
  13. 55. Субъективное гражданское право: понятие, содержание.
  14. 1.3. Понятие и система субъектов административного права
  15. Ильина О.П.. Архитектура корпораций и информационных систем : учебное пособие / О. П. Ильина. - СПб. : Изд-во СПбГЭУ,2015. - 119 с., 2015