<<
>>

Принц Энрики Мореплаватель

В португальском походе на Сеуту в 1415 г. принимал участие 20-летний принц Энрики (неправильно Генрих), прозванный в XIX в. Мореплавателем, хотя сам он не плавал, а был только организатором морских экспедиций.

В Сеуте он узнал, что к югу от Атласских гор простирается огромная пустыня Сахара, в которой, однако, встреча­ются населенные оазисы; что местные мавры отправляют караваны через пустыню к большой реке и доставляют оттуда золото и черных рабов. За полосой пустынь, в Западной Африке, действительно текут две большие реки: одна — на запад — Сенегал; другая — на восток — Нигер. В XV в. смешивали обе реки и даже связывали их с Нилом. Эти сведения переплетались в уме Энрики с библейской легендой о стране Офир (Абхира —в Южной Индии?), где царь Соломон добы­вал золото, и он решил достигнуть страны золота и рабов морским путем, отправляя корабли вдоль западного берега Африки. Всю свою долгую жизнь он с исключительным упорством стремился к этой це­ли. В течение 40 лет он посылал экспедицию за экспедицией для об­следования атлантических берегов Африки, за золотом и рабами. В 1420 г. Энрики стал «главой и предводителем рыцарства» португаль­ского духовно-рыцарского ордена Христа — полувоенной, полумона­шеской организации, располагавшей крупными денежными средства­ми. Он удалился в Сагриш, крайний юго-западный пункт Португалии у мыса Сан-Висенти, и там на средства ордена основал обсер­ваторию и мореходную школу. Он пригласил в качестве учителей каталопских картографов-евреев, выходцев с Балеарских о-вов, так

как португальские моряки не умели пользоваться морскими картами, а тем более составлять их.

Буржуазные историки создали благочестивую легенду вокруг Эн­рики, окружили его ореолом святости. Он якобы был «полон чистою любовью» к науке, «верен сладостной мечте» об Индии, где миллио­ны язычников могли быть обращены в христианство. Однако нет доказательств, что принц руководствовался такими побуждениями. Индия была очень далека, африканские рабы и золото, во всяком случае, гораздо ближе. Впрочем, с 40-х гг. XV в. принц, ознакомив­шись с «Книгой» Марко Поло, предлагал своим капитанам собирать сведения о морском пути в Индию, об африканской христианской «стране царя-попа Ивана» — Эфиопии.

Очень скоро португальским мореходам удалось продвинуться до мыса Бохадор *, но они еще не решались обогнуть этот мыс, да и бе­рега его не представляли ничего привлекательного, так как Сахара подступает здесь к самому океану. Нигде не видно было ни клочка зелени, ни человеческого жилья.

<< | >>
Источник: Магидович И.П., Магидович В.И.. Очерки по истории географических открытий: В 5-ти т. Т. 1 Географические открытия народов Древнего мира и средневе ковья (до плаваний Колумба).—3-є изд., перераб. и доп.—М Просвещение,1982.—288 с., ил., карт.. 1982

Еще по теме Принц Энрики Мореплаватель:

  1. Влияние активаторов на зарядно-разрядные процессы
  2. 3.4. Обращения граждан.
  3. Заключение
  4. 9.3. Виды административного принуждения
  5. Общая характеристика исследования
  6. 16.2. Способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.
  7. Проблема выявления собственно церковнославянизмов и церковнославяно-русских полисемантов в идиолексиконе Вяземского: некоторые процедуры и результаты
  8. ПРИЛОЖЕНИЕ
  9. Формирование представлений о личностных и профессионально важных качествах идеального школьного учителя в 1900-1920 гг.
  10. Право на удовлетворение иска и право на получение судебной защиты
  11. Психолингвистический анализ современной медианоминации
  12. 21. Исполнение опекунами и попечителями обязанностей в отношении подопечного. Распоряжение и доверительное управление имуществом подопечного.
  13. Статистика влияния типа грунтов на распространение КРН
  14. 53. Оспоримые сделки: основания, условия, последствия и момент недействительности.