<<
>>

Легенда о царе-попе Иване

Начиная с первого крестового похода значи­тельные группы западноевропейских христиан вступили в соприкос­новение с мусульманско-христианским Левантом (Ближним Восто­ком). Там крестоносцы сталкивались с христианами, принадлежав­шими к различным восточным церквам.

Конечно, в глазах крестонос­цев они были еретиками, которых в Западной Европе преследовали и массами уничтожали. Но здесь, на Ближнем Востоке, они казались, а часто и действительно были союзниками католиков против мусуль­ман. Поэтому те же римские папы, которые призывали к организа­ции крестовых походов против европейских еретиков и благословля­ли их массовые убийства, предписывали вождям крестоносцев в Сирии и Палестине щадить тамошних христиан — последователей еретических вероучений.

Главными распространителями христианства в странах Централь­ной и Восточной Азии и информаторами западноевропейцев об этих странах были несториане, в основном сирийские торговцы, которые в VII в. появились уже в Северном Китае. Группы несториан в сред­ние века жили в городах и оазисах Центральной Азии, а к XII в. христианство несторианского толка распространилось также среди по крайней мере двух многочисленных монгольских кочевых племен: найманов на западе и кереитов на востоке. Наличие в Азии христи­анских общин стало расцениваться католической Европой как важ­ный военно-политический фактор, когда мусульманские народы — турки-сельджуки и египтяне — перешли в наступление на католиче­ские государства, основанные крестоносцами в Восточном Средизем­номорье.

Именно тогда, в середине XII в., в Западной Европе возникла легенда о могущественном христианском царе-попе Иване («священ­ник Иоанн» средневековых хронистов). Поводом к возникновению этой легенды послужил разгром каракитаями[CLX] в 1141 г. войск турка-

сельджука султана Санджара к северу от Самарканда. После победы над Санджаром каракитаи создали в Туркестане обширное государ­ство Каракидань.

Известие об этом событии было воспринято в хрис­тианской среде как победа над мусульманами какого-то могуществен­ного христианского «царя Ивана». Это путаное известие приукраси-. лось дополнительной легендой: среднеазиатский царь-победитель в первой же дошедшей до нас записи от 1145 г. назывался «царем-свя­щенником Иоанном».

В XIII в. легенда о царе-попе Иване широко распространилась в католической Европе. Его власти и влиянию приписывалось с неве­роятными преувеличениями все, что делалось в азиатских странах в пользу христиан или против мусульман. Дело в том, что в резуль­тате монгольских завоевательных походов были разгромлены в Сред­ней и Западной Азии сильные мусульманские государства. И вместе с известиями об этом разгроме, который приписывался «тому самому попу Ивану, о чьем Великом могуществе говорит весь свет» (Марко Поло), в Западную Европу проникли сведения, что среди монголь­ских ханов есть христиане, что ханы охотно принимают на службу христиан, а некоторые жестоко преследуют мусульман. И действи­тельно, среди монголов было много христиан-несториан, имелись они и в семье самого Чингисхана, и притОхМ очень влиятельные. С дру­гой стороны, крестоносцы сами видели в «святых местах» Палестины эфиопов-христиан и слышали от них и их азиатских единоверцев о христианской восточноафриканской стране (Эфиопии). В Западной Европе ее также стали считать страной царя-попа Ивана. Легенда о царе-попе в XIII—XIV вв. сильно повлияла на организацию по­сольств и миссий в страны Центральной и Южной Азии, а в XV в. сыграло видную роль в истории португальских географических от­крытий.

<< | >>
Источник: Магидович И.П., Магидович В.И.. Очерки по истории географических открытий: В 5-ти т. Т. 1 Географические открытия народов Древнего мира и средневе ковья (до плаваний Колумба).—3-є изд., перераб. и доп.—М Просвещение,1982.—288 с., ил., карт.. 1982

Еще по теме Легенда о царе-попе Иване:

  1. ПРИЛОЖЕНИЕ
  2. Формирование представлений о личностных и профессионально важных качествах идеального школьного учителя в 1900-1920 гг.
  3. Право на удовлетворение иска и право на получение судебной защиты
  4. Психолингвистический анализ современной медианоминации
  5. 21. Исполнение опекунами и попечителями обязанностей в отношении подопечного. Распоряжение и доверительное управление имуществом подопечного.
  6. Статистика влияния типа грунтов на распространение КРН
  7. 53. Оспоримые сделки: основания, условия, последствия и момент недействительности.
  8. Моделирование методом конечных элементов. Численный эксперимент
  9. Химченко Алексей Игоревич. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО: ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва - 2014, 2014
  10. Комбинационные резонансы аддитивно-разностного типа
  11. Заячковский О.А., Маскаева И.И., Усенко Ю.Н.. Теория государства и права: учебное пособие. — Ка­лининград: Изд-во БФУ им. И. Канта,2011. — 272 с., 2011
  12. Модели движения воздуха в воздушных пространствах конструкций вентфасадов при турбулентном режиме
  13. Моделирование теплопотерь в конструкции вентфасада с учетом скорости ветра и термического сопротивления вентилируемого воздушного пространства с отражательной теплоизоляцией
  14. Выводы по главе
  15. Влияние активаторов на зарядно-разрядные процессы
  16. 3.4. Обращения граждан.