<<
>>

«Хожение за три моря» Афанасия Никитина

В 1468 г. шах Ширвана, страны на западном берегу Каспия, при­слал послов к Московскому великому князю Ивану III. Не ранее апреля 1468 г., когда послы пошли в обратный путь, в Твери (Кали­нин) к ним пристали два судна, снаряженные русскими купцами во главе с Афанасием Никитиным, В июле у Астрахани на караван на­пали татары и разграбили его.

При этом русские потеряли свои суда и почти все имущество. Часть их разными путями добралась до шир- ванских владений и просила вернуть их на родину под охраной, но шах отказал, ссылаясь на то, что их слишком много. «И мы, запла­кав, разошлись кто куда,— говорит Никитин в своих записках «Хо­жение за три моря», — у кого было что на Руси, тот пошел на Русь, а кто был должен там, тот пошел куда глаза глядят...»

Никитин, как показал Л. С. Семенов, не «был должен», т. е. не набирал товары в долг, но он потерял все имущество и поэтому ре­шил расторговаться в чужих странах. Из Баку, «где огонь неугаси­

мый», в сентябре 1468 г. Никитин отплыл в прикаспийскую, иран­скую область Мазандеран. Там он пробыл более восьми месяцев, а затем, перевалив горы Эльбурс, двинулся на юг. Путешествовал Афа­насий не торопясь, по месяцу иногда жил в каком-нибудь пункте, занимаясь торговлей. В одном из южных иранских городов он услы­шал о том, как дороги в Индии породистые лошади и как дешевы ценные товары для Руси. Он приобрел жеребца, решив побывать в Индии, и направился к Персидскому заливу, впрочем, не раз свора­чивая с прямого пути к Гурмызу (Ормуз). После более чем двухлет­него пребывания в Иране 23 апреля 1471 г. Никитин сел на судно, идущее к индийскому порту Чаул, у 18°30' с. ш. Но ему там не уда­лось выгодно продать коня, и в июне он отправился через Западные Гаты в глубь страны, за 200 верст от моря, на восток, в небольшой городок в верховьях Сины (бассейн Кришны), а оттуда на северо- запад, в Джуннар, у 74° в. д. Он провел там два месяца и в сентябре, хотя период дождей не закончился, повел жеребца еще дальше, за 400 верст, в Бидар, у 18° с.

ш., столицу бесерменского (мусульман­ского) государства Бахмани, владевшего тогда почти всем Деканом до р. Кришны на юге,— «город большой, многолюдный». Затем он побывал в трех соседних городах и вернулся в Бидар в ноябре. Коня ему удалось продать лишь в декабре 1471 г. Никитин описывает пышные выезды местного султана, его двор, окруженный стенами с семью воротами. Он видит вокруг страшную нищету, на которую не обращали внимания другие европейские путешественники: «...сель­ские люди очень бедны, а бояре богаты и роскошны; носят их на се­ребряных носилках...» Отмечает Никитин и рознь индусов и мусуль­ман («с бесерменами не едят и не пьют»), и кастовое деление инду­сов («вер в Индии 84»), и различия в быте и пище отдельных каст. В 1472 г. из Бидара Афанасий выполнил маршрут в священный г. Парват, на правом берегу Кришны. Бидар он оставил в апреле 1473 г., пять месяцев прожил в одном из городов «алмазной» области Райчур и решил возвращаться «на Русь».

Никитин был разочарован результатами путешествия: «Меня об­манули псы-басурмане: они говорили про множество товаров, но ока­залось, что ничего нет для нашей земли... Дешевы перец и краска. Некоторые возят товар морем, иные же не платят за него пошлин. Но нам они не дадут провезти без пошлины. А пошлина большая, да и разбойников на море много». Около трех лет провел Афанасий в Индии, стал свидетелем войн между двумя крупнейшими в то время державами субконтинента, а его записи уточняют и дополняют ин­дийские хроники, характеризующие события 1471—1474 гг. В «Хо- жении...» он дает также краткие, но в основном достоверные сведе­ния о некоторых «пристанищах», куда он сам не попал: о столице южноиндийского могущественного государства Виджаянагар и его главном порте Колекот (Кожикоде), о Шри-Ланке как о стране, бо­гатой драгоценными камнями, благовониями и слонами; о «немалой пристани» Западного Индокитая Негу (устье Иравади), где живут индийские дервиши — буддийские монахи, торгующие драгоценными камнями, и о фарфоровых изделиях «Чина и Мачина» (Китая).

Маршрут А. Никитина

Истомившись в Индии, Никитин в конце 1473 г.

отправился в об­ратный путь, описанный им очень кратко. На судно он сел в Дабхоле (Дабул) в январе 1474 г., уплатив за проезд до Ормуза два золотых. «И плыл я... по морю месяц и не видел ничего, только на другой ме­сяц увидел Ефиопские горы... и в той Ефиопской земле был пять дней. Божией благодатью зло не произошло, много роздали мы ефиопам рису, перцу, хлебов, и они суда не пограбили». Под «Ефиопскимп горами» подразумевается северный высокий берег п-ова Сомали. Судно достигло Маската, пройдя около 2000 км против ветра и тече­

ния и затратив на этот путь значительно больше времени, чем отме чено в тексте «Хожения...»

После почти трехмесячного плавания Афанасий высадился в Ор­музе, где пробыл 20 дней. Затем он двинулся на северо-запад через горные области Ирана и, торгуя пряностями, прошел к Тебризу, по­бывал в главной ставке кочевых «белобаранных» туркмен, а затем пересек Армянское нагорье и достиг Черного моря у Трапезунда к началу октября 1474 г. За золотой его взялись перевезти в генуэз­скую Кафу (Феодосию), но «из-за сильного и злого ветра» судно достигло ее только 5 ноября. Дальше Никитин не вел записей. Здесь йн провел зиму 1474—1475 гг. и, вероятно, привел в порядок свои наблюдения. Весной же 1475 г. вместе с несколькими купцами Афа­насий двинулся на север скорее всего по Днепру. Из краткого вступления к его «Хожению...», включенному в «Львовскую лето­пись» под 1475 г., видно, что он, «Смоленска не дойдя, умер [в конце 1474 —начале 1475 г.], а писание своей рукой написал, и его руко* писные тетради привезли гости [купцы] в Москву...»

«Хожение...» в XVI—XVII вв. неоднократно переписывалось: до нас дошло по крайней мере шесть списков. Но до XVII в. нам неиз­вестны на Руси какие-либо новые попытки завязать непосредствен­ную торговлю с Индией. Да и вряд ли тех русских, кто читал «Хоже­ние...», могли побудить к путешествию в Индию слова правдивого Никитина, что там «на Русскую землю товара нет». Его путешествие с экономической точки зрения оказалось невыгодным предприятием.

Но Никитин был первым европейцем, давшим вполне правдивое, ог­ромной ценности описание средневековой Индии, которую он обри­совал просто, реалистично, деловито, без прикрас. Своим подвигом он убедительно доказывает, что во второй половине XV в., за 30 лет до португальского «открытия» Индии, путешествие в эту страну из Европы мог совершить на свой страх и риск даже одинокий и бед­ный, но энергичный человек, несмотря на ряд исключительно небла­гоприятных условий. Действительно, Никитин не имел поддержки со стороны светского государя, как путешествовавший вскоре после него португалец Ковильян. Не стояла за ним и могущественная церковная власть, как за его предшественниками монахами Монтекорвино и Одорико из Порденоне. Он не отрекся от своей веры, как венецианец Конти. Единственный православный христианин среди мусульман и индуистов, Никитин не встречал повсеместно помощи и гостеприим­ства, как арабские купцы и путешественники среди своих едино­верцев.

Афанасий Никитин был совершенно одинок, очень тосковал по родине и стремился вернуться домой. «А Русскую землю бог да со­хранит... На этом свете нет страны, подобной ей, хотя бегляри [кня­жеские наместники] Русской земли несправедливы. Да будет Рус­ская земля благоустроена, ибо справедливости мало в ней».

<< | >>
Источник: Магидович И.П., Магидович В.И.. Очерки по истории географических открытий: В 5-ти т. Т. 1 Географические открытия народов Древнего мира и средневе ковья (до плаваний Колумба).—3-є изд., перераб. и доп.—М Просвещение,1982.—288 с., ил., карт.. 1982

Еще по теме «Хожение за три моря» Афанасия Никитина:

  1. На данном шаге были получены три типа внутреннего резонанса (2.44)-(2.46), рассмотрим подробно каждый их них.
  2. Афанасьев Алексей Викторович. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ОЦЕНКИ ТРЕЩИНООБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ. Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук. САМАРА - 2019, 2019
  3. 67. Восстановление исковой давности. Требования, на которые не распространяется исковая давность.
  4. Тип дефолта
  5. Экономический подход
  6. Комбинационные резонансы аддитивно-разностного типа
  7. Вязкость порядка ε
  8. Численные исследования комбинационных резонансов аддитивно­разностного типа
  9. 2. Предмет гражданско-правового регулирования.
  10. 31. Учредительные документы юридических лиц: понятие, виды, содержание.
  11. Устройство свинцово-кислотного элемента
  12. 30. Возникновение юридических лиц: способы образования, порядок создания.
  13. Выводы по главе 2
  14. 13.2. Виды органов административной юрисдикции
  15. §3 Суд в механизме реализации права на получение судебной защиты
  16. 1.2. Метод административно-правового регулирования.
  17. Ставка восстановления как ключевой параметр расчета требований к капиталу и резервирования