<<
>>

Древние индийцы в Центральной Азии

Укрепив свое политическое положение, Магадха приступила к налаживанию торговых связей с северо-восточными регионами. Веро­ятно, на рубеже VI—V вв. до н. э. ее купцы стали инициаторами про­ложения Бирманской трассы.

Эта древняя сухопутная торговая до­рога шла вверх по долине Брахмапутры до гор, у 28° с. ш. (около 1000 км), по ее левому притоку к верховьям, через верхние течения Салуина, у 30° с. ш., Меконга, Янцзы и ее притока Ялунцзян, у 32° с. ш., по широким межгорным равнинам Восточного Куньлуня к китайским торговым форпостам на Хуанхэ, у 36е с. ш. и 104° в. д. Весь нелегкий путь через множество перевалов составлял около 3000 км, в том числе более 2000 км по горным дорогам. Торговые

контакты, а также культурное общение с Чиной (Китаем) по этой трассе осуществлялись до IV в. до н. э. Затем ее забросили, пред­почтя более легкие южные сухопутно-речные и сухопутно-морские маршруты.

Одним из таких маршрутов на рубеже нашей эры стал Ассамо- Бирманский, представленный тремя вариантами, сходившимися в г. Бамо, у 24°20' с. ш., на р. Иравади: первый — по долине Брахма­путры через хр. Паткай в Верхнюю Бирму — на юг по межгорной долине Хукаун; второй — от Брахмапутры на юг, примерно по 94° в. д., до р. Чиндуин (приток Иравади), далее вниз до ее устья и вверх по Иравади до Бамо; третий — морем на юг, до 20° с. ш., через перевал в хр. Ракхайн к Иравади и вверх по реке. От Бамо торговцы следовали на восток близ 25° с. ш. через горные долины Салуина и Меконга и западную часть Юньнань-Гуйчжоуского нагорья к китай­ским торговым форпостам в Куньмине — главном.городе провинции Юньнань.

В обеих частях Индии за много веков до нашей эры утвердился брахманизм — религия, закреплявшая и освящавшая социальные раз­личия системой каст. Как реакция против этой системы со стороны угнетенных социальных групп в середине I тысячелетия до н. э. воз­никло несколько религиозно-философских учений; из них наиболь­шее значение в истории как самой Индии, так и Восточной и Цент­ральной Азии имел буддизм, возникший в VI—V вв.

до н. э. Распро­странившееся в Индии в последние века до нашей эры это учение рассматривалось правящими группами как средство борьбы с мощ­ной жреческой кастой — брахманами и как средство обуздания тру­дящихся проповедью покорности господам. Цари и знать поддержи­вали его и содействовали дальнейшему распространению. В III в. до н. э. царь Ашока широко использовал буддийских монахов, как миссионеров и разведчиков, чтобы подчинить своему влиянию со­седние и более отдаленные страны на материке и на острогах Южной и Юго-Восточной Азии. В одном из указов, высеченных на скале, он заявляет, что успешно посылал миссионеров в Сирию, Египет, Кире- наику, Ливию и Грецию. В шри-ланкийских хрониках начала нашей эры упоминаются проповедники, отправленные им в Индокитай и на Шри-Ланку, где после его смерти буддизм стал господствующей ре­лигией.

В последующие века миссионеры-индийцы проникли к гималай­ским областям. Они открыли верхние бассейны рек, берущих начало на северных склонах Гималаев, — Инда, его крупнейшего притока Сатледжа и Брахмапутры, где основали ряд монастырей. Пролагате­лями путей в Центральную Азию, которая иногда именовалась Сок­ровенным сердцем Азии и Сер-Индией, были древнеиндийские торгов­цы. В последние века до нашей эры торговые контакты с этим регионом осуществлялись из Пенджаба по древнему пути, который шел вверх по долине р. Кабул до Бамиана, у 35° с. ш., далее вдоль северных склонов хр. Гиндукуш и через трудные перевалы Памира приводил в долины Кашгарии. Самый короткий путь из Пенджаба в Кашгарию пролегал вверх по долине р. Гилгит и ее притока Ясин,

пересекал Гиндукуш в долину Вахандарьи, далее через перевал в ее истоках, у 37° с. иь, следовал в долину левого притока р. Ташкур- ган и выводил в Кашгарию. Наконец, третий путь вел по долине Инда к верховьям, у 80° в. д., отсюда на север через многочисленные перевалы Западного Тибета, примерно вдоль 80° в. д., до верхних течений Каракаш и Яркенд, у 36° с. ш., и вновь на север по 77° в. д. до г.

Яркенда. Индийские торговцы доставили на родину первые све­дения о Кашгарии — стране большой песчаной пустыни (Такла-Ма- кан), с запада, севера и юга окруженной горами, о реках, берущих начало в этих горах, многоводных в верховьях и полностью теряю­щихся в песках1, об оазисах в их долинах, о крупной реке (Тарим), впадающей в большое озеро (Лобнор) [53][54], о разноязычных племенах кочевников-скотоводов, охотников и земледельцев, населяющих стра­ну. Здесь купцы заложили ряд торговых факторий, позже ставших процветающими колониями; наиболее крупными среди них были: Шайладеша, близ г. Кашгар, у 76° в. д.; Коккука, на р. Сита (Яр­кенд), у 77°30'; Годана (Хотан), на р. Юрункаш, у 80°; Калмадана (Черчен), у 85°30'; Большой Ноб (Чарклык), у 88°; Малый Ноб (Ми- ран), у 89° в. д.

Согласно буддийской традиции, собранные купцами сведения ис­пользовал сын Ашоки Купала, наследник престола. Обманутый ма­чехой, он был вынужден покинуть родину с верными людьми. В 240 г. до н. э. он прошел торговым путем в Хотанский оазис и осно­вал там царство; в 211 г. до н. э. здесь был построен первый буд­дийский монастырь[55].

Древнеиндийские купцы, несомненно, ознакомились не только с западными и южными, но также с северными и восточными пери­фериями пустыни Такла-Макан, создали здесь несколько торговых пунктов и подготовили почву для проникновения на рубеже нашей эры или в I в. н. э. буддийских монахов в оазисы у южных склонов Небесных гор (Тянь-Шань). Наиболее крупные из них — Кучи- раджья — Куча, у 41°30' с. ш. и 83°30' в. д., Агнидеша — современный Карашар, у озера Баграшкель, и Бхарука — Турфан, на северной ок­раине Турфанской впадины. Купцы способствовали быстрому рас­пространению в этих районах буддизма, письменности и индийской культуры; главным центром стала Крорайна (Лоулань), располагав­шаяся в устье Тарима, у 90° в. д., близ озера Лобнор, столица од­ноименной страны. Оазис Куча начал играть такую же важную роль на северном ответвлении открытого во II в. до п. э. «Великого шел­кового пути» из Китая в Средиземноморье и обратно, как Хотан

на южном участке; оба пути встречались на границе Китая в пунк­те Дуньхуан, близ которого находились «Пещеры тысячи будд».

В I—II вв. н. э., когда буддийские монахи начали прокладывать путь к Китаю, они должны были следовать через страны, население которых было бы готово оказать им теплый прием. В течение почти 1000 лет этот центральноазиатский путь оставался наиболее важ­ной дорогой торговцев и миссионеров с запада в Китай и обратно.

<< | >>
Источник: Магидович И.П., Магидович В.И.. Очерки по истории географических открытий: В 5-ти т. Т. 1 Географические открытия народов Древнего мира и средневе ковья (до плаваний Колумба).—3-є изд., перераб. и доп.—М Просвещение,1982.—288 с., ил., карт.. 1982

Еще по теме Древние индийцы в Центральной Азии:

  1. Лекціи и изслѣдования ДРЕВНЕЙ ИСТОРІИ РУССКАГО ПРАВА. ТРЕТЬЕ ИЗДАНІЕ В. Сергѣевича С.-Петербургъ, 1903, 1903
  2. Магидович И.П., Магидович В.И.. Очерки по истории географических открытий: В 5-ти т. Т. 1 Географические открытия народов Древнего мира и средневе ковья (до плаваний Колумба).—3-є изд., перераб. и доп.—М Просвещение,1982.—288 с., ил., карт., 1982
  3. Магидович И.П., Магидович В.И.. Очерки по истории географических открытий. В 5-ти т. /Редкол.: В. С. Преображенский (пред.) и др. Т. 4. Географи­ческие открытия и исследования нового времени (XIX — на­чало XX в.).— 3-є изд., перераб. и доп,— М.: Просвещение,1985.— 335 с., ил„ карт., 1985
  4. Π. П. ЕФИМЕНКО. ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО. ОЧЕРКИ ПО ИСТОРИИ ПАЛЕОЛИТИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ. ИЗДАНИЕ ТРЕТЬЕ, ПЕРЕРАБОТАННОЕ И ДОПОЛНЕННОЕ. ИЗДАТЕЛЬСТВО АКАДЕМИИ НАУК УКРАИНСКОЙ ССР. КИЕВ - 1953, 1953
  5. И.П. МАГИДОВИЧ, В.И. МАГИДОВИЧ. ОЧЕРКИ ПО ИСТОРИИ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ Том 5 Новейшие географические открытия и исследования (1917–1985 гг.) М.: Просвещение, 1986. — 305 с.,
  6. Циклические испытания образцов с КРН
  7. Магидович И.П., Магидович В.И.. Очерки по истории географических открытий. В 5-ти т. Т. 2. Великие географические открытия (конец XV — середина XVII в.).—3-є изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение,1983.— 399 с., ил., карт., 1983
  8. Классификация современной медианоминации на основе тематических сегментов российского издательского рынка
  9. ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
  10. О ПЛѢННЫХЪ ПО ДРЕВНЕМУ РУССКОМУ ПРАВУ (XV, XVI, XVII в-ька). И3СЛЕДОВАНІЕ И. д. Адъюнкта РишеЛьевскаГо Лицея Кандидата А. Лохвицкаго. МОСКВА. ВЪ УНИВЕРСИТЕТСКОЙ типографіи, 1855
  11. Военно-духовные братства Востока и Запада / В. В. Акунов. - СПб.: Алетейя,2019. - 328 с.: ил., 2019
  12. Отечественная история: Учебное пособие/Под ред. Л. Н. Булдыгеровой, Н. Т. Куди­новой, С.М. Нечитайлова. - Хабаровск: Изд-во Хабар, гос. техн, ун-та,2004. - 193 с., 2004