Глава VII О СУЖДЕНИИ

Познание и суждение. Если бы у нас были одни только пред­ставления и понятия, но не было бы их соединения или связи, то могли ли бы мы сказать, что у нас есть познание? Конечно, нет. Познание может быть только в том случае, если мы имеем дело с истинностью или ложностью; а вопрос об истинности или ложности возникает только тогда, когда между понятиями устанавливается известная связь; это бывает именно тогда, когда мы судим о чём-нибудь. Например, когда я произ­ношу слово «дом», то в понятии, выражаемом этим словом, нет ничего ни истинного, ни ложного. Когда же я говорю «дракон существует», «дракон имеет крылья», то я утверждаю нечто истинное или ложное. Следовательно, об истинности и ложности может быть речь только в том случае, когда мы имеем дело с суждением. Суждение всегда имеет дело с какой-либо объективной реальностью.

Суждение есть известное умственное построение; будучи вы­ражено в словах, оно называется предложением.

Грамматический анализ предложения. В предложении мы всегда высказываем что-нибудь относительно чего-нибудь. То, от­носительно чего мы высказываем, называется подлежащим, субъектом, а то, что мы о нём высказываем, называется предика­том, сказуемым. Типом простого предложения является предло­жение «Л есть и», «А не есть В». В этих предложениях А есть субъект (subjectum), В есть предикат (praedicatum); «есть» и «не есть» называется связкой (copula), потому что она Служит для связывания подлежащего со сказуемым. Подлежащее обык­новенно обозначается символом S, а сказуемое — символом Р (начальные буквы слов subjectum, praedicatum).

Следует заметить, что, когда мы говорим о суждении, то мы имеем в виду логическую точку зрения, когда же мы гово­рим о предложении, то мы имеем в виду грамматическую точку зрения.

Форма суждений. Суждения, каковы бы они ни были, всегда представляют собой соединение субъекта с предикатом, но они видоизменяются .в зависимости от изменения субъекта, предиката и связи между ними. Поэтому нам для ознакомления с возможными формами суждений следует рас­смотреть возможные изменения субъекта, предиката и связи между ними.

I. Прежде всего рассмотрим особенность суждений в зависимости от изменения субъекта.

Субъект может быть или определённым или неопре­делённым. Суждения с неопределённым субъектом суть так называемые безличные суждения, например «светает», «мне скучно», «грустно», «больно». Между суждениями с опре­делённым субъектом мы отличаем суждения единичные, частные и общие. Единичными суждениями называются такие, в которых подлежащим является какое-либо индивидуаль­ное понятие, например «Ньютон открыл закон тяготения». Частным суждением называется такое, в котором подлежащим суждения является понятие, взятое в части своего объёма, на­пример суждение «некоторые S суть Р». Общие суждения — это те, в которых подлежащее служит для выражения класса вещей или явлений, например, «пауки суть членистоногие».

II. Суждения по формам предиката можно разделить на повествовательные, описательные и объясни­тельные. Надо заметить, что субъект всегда является выра­жением понятия вещи, предмета, события, между тем как пре­дикат служит для обозначения тех изменений, которым может подвергаться вещь.

Вещь мы рассматриваем как нечто пребывающее, постоянное, отличающееся от своих признаков именно тем, что она остаётся Относительно неизменной, в то время как эти последние изменя­ются. Это пребывающее принято называть субстанцией, а то, что в нём изменяется, принято называть акциденцией. Акциденция может выступать в качестве или состояния, или свойства; в этом смысле предикат выражает или состояние вещи, или свойство какой-либо вещи, но иногда он может выражать также и вещь.

В зависимости от этих особенностей предиката и суждения могут принимать только что указанные формы.

a) Повествовательны суждения содержат в своём предикате высказывание относительно событий, состоя­ний, процессов или деятельности; предикат здесь всегда является понятием состояния, причём о повествуемых ве­щах высказываются состояния по преимуществу скоропреходя­щие. Эти суждения действительны только для определённого промежутка времени. Например, «Цезарь перешёл Рубикон», «роза в нашем саду цветёт», «этот огонь горяч». Эти суждения можно назвать повествовательными, потому что они употребля­ются по преимуществу в рассказах.

b) Описательные суждения. В описательных суж­дениях одному или многим предметам приписывается какое-нибудь свойство или множество свойств, причём име­ются в виду более или менее постоянные свойства. Субъектом всегда является какой-либо определённый предмет или вещь. Например, в суждении «огонь горяч» предикат выражает поня­тие свойства или признака субъекта. То же самое следует ска­зать относительно предикатов в следующих суждениях: «снег бел», «движения паровоза быстры», «роза красива», «кит дышит лёгкими», «небо голубое». Обозначение суждений этого рода описательными происходит вследствие того, что они применя­ются по преимуществу в описаниях.

с) Объясни тельное суждение подводит какую-либо вещь под родовое понятие, причём в этом случае предикат выражает понятие вещи. Например, «золото есть металл», «кит есть млекопитающее», «это есть железо», «горение есть хими­ческий процесс», «парабола есть коническое сечение».

III. Наконец, третий класс суждений — это те суждения, в ко­торых выражается определённое отношение между понятиями подлежащего и сказуемого. В них мы отличаем:

a) Суждения тождеств а. В суждениях этого рода по­нятия субъекта и предиката имеют один и тот же объём, т. е. в них подлежащее и сказуемое суть понятия равнозначащие. На­пример, «всякий равносторонний треугольник есть равноугольный треугольник», «Ломоносов был крупнейшим теоретиком русского литературного языка». В математике часто применяются суж­дения, выражающие тождество; именно сюда относятся сужде­ния, которые выражаются уравнениями. Например,

( a + b)(a + b) = aa + 2ab + bb;

b) Суждения подчинения совпадают с объяснитель­ными суждениями.

Здесь понятия субъекта и предиката не яв­ляются тождественными, так как их объёмы отличаются друг от друга. Именно здесь понятия с менее широким объёмом подчи­няются понятию с более широким объёмом. Поэтому подобные суждения могут быть названы суждениями подчинения. Напри­мер, «солнце есть неподвижная звезда», «это есть правильный пятиугольник», «собака есть домашнее животное».

c) Суждения отношения пространства, времени и при­чинности. В предложении «дом находится на улице» говорится об известном пространственном отношении между «домом» и «улицей»; «находящийся на улице» образует содержание пре­диката. В суждении «Александр Македонский жил до нашей эры» предикатом является «жил до нашей эры» и выражает со­бой временное отношение. «Солнце производит теплоту» (суж­дение причинности).

Суждения существования. Если мы возьмём какое-нибудь суждение, в котором относительно S высказывается какое-либо Р, то в таком суждении мы по большей части не утверждаем прямо, что S существует вне человеческого мышления, по­тому что в этом случае только устанавливается известное логическое отношение между S и Р. Если мы, например, возьмём суждение «ни одна часть окружности не есть прямая», то мы не ставим вопроса о том, существует ли что-либо вроде круга в строго геометрическом смысле. Если бы у нас даже не было убеждения в том, что такого рода круги существуют, то всё-таки мы могли бы произнести указанное суждение, потому что в нём мы только устанавливаем известное отношение между под­лежащим и сказуемым. Наоборот, такие суждения, как «мир существует», «солнце существует», «существует любовь к ро­дине, которая способна на великие жертвы», «существуют анти­поды», имеют только цель утверждать бытие или существование логического субъекта. Такие суждения, которые приписывают понятию субъекта только лишь существование, называются суждениями существования, или экзистенциальными суждениями. Легко видеть, что слово «есть» в этих суждениях является не связкой, а предикатом и обозначает «существует».

Аналитические и синтетические суждения. Суждение, в коп­ром мы относительно субъекта высказываем нечто такое, что в нём уже содержится, называется аналитическим. Напри­мер, в подлежащем суждения «всякое тело протяжённо» при­знак протяжённости уже содержится. Мы не можем мыслить по­нятие «тело» без того, чтобы не мыслить его протяжённым. По­этому если мы говорим, что тело протяжённо, то мы только рас­крываем, анализируем то, что уже содержится в подлежащем. Оттого само суждение называется аналитическим.

От аналитических суждений отличаются суждения, в которых предикат не находится в содержании субъекта, в которых пре­дикат привносит нечто новое к содержанию субъекта. Такие суждения называются синтетическими. В них не раскры­вается содержание подлежащего, а присоединяется нечто новое. Эти суждения называются также суждениями, расширяющими познание, между тем как суждения аналитические на­зываются суждениями, объясняющими познание.

Существовало мнение, что различие между суждениями син­тетическими и аналитическими имеет абсолютный характер, т. е. что некоторые суждения имеют всегда только аналитический характер, а другие суждения имеют только синтетический харак­тер. На самом же деле, если рассматривать суждения с точки зрения их происхождения, то различие между синтетическими суждениями и аналитическими нужно считать относительным, потому что иногда признаки, которые мы считаем связанными аналитически, с действительности бывают связаны синтетически. Например, если мы произносим суждение «лев есть животное плотоядное», то это суждение должно быть признано, конечно, аналитическим, потому что признак плотоядности уже содер­жится в понятии «лев». Но это суждение является аналитиче­ским теперь, когда мы уже хорошо знакомы с содержанием по­нятия «лев». Когда же мы не были знакомы с содержанием понятия «лев», то это суждение имело характер синтетический, по­тому что тогда признак плотоядности присоединялся к понятию «лев». От постоянного совместного употребления поня­тия «лев» с признаком плотоядности .это суждение сделалось аналитическим.

В английской логике этому разделению суждений на аналити­ческие и синтетические до некоторой степени соответствует разделение предложений на словесные и реальные. Д. С. Милль следующим образом разъясняет различие между сло­весными предложениями и реальными. Словесные предложе­ния — это те, в которых содержание предиката за­ключается частью или целиком в содержании субъекта; словесное предложение утверждает о вещи только то, что мы уже предполагали, когда мы произносили название этой вещи; поэтому словесные предложения только раскрывают понятие подлежащего. Например, предложение «человек есть животное» есть предложение словесное, потому что понятие «животное» входит частью в содержание понятия «человек». Из этого ясно, что словесные предложения не утверждают чего-либо о вещах, но они нам дают знать только лишь о значении имён. Реальные предложения — это те, в которых содержа­ние предиката не составляет никакой части содержания субъ­екта. Предложение «три угла треугольника, вместе взятые, равны двум прямым» есть предложение реальное, потому что понятие субъекта (три угла треугольника) не содержит в себе понятия предиката (равенство двум прямым).

Но кроме приведённой в этой главе классификации суждений существует ещё одна классификация, с которой нам необходимо ознакомиться, потому что она лежит в основе всех дальнейших логических построений.

Вопросы для повторения

Какое существует отношение между познанием и суждением? Какое различие между суждением и. предложением? Что кладётся в основу деления суждения? Какие существуют суждения в зависи­мости от изменения субъекта и какое между ними различие? Какие существуют суждения в зависимости от изменения предиката и какое между ними различие? Какие существуют суждения отношения? Какие суждения называются суждениями существования? Какое различие между аналитическими и синтетическими суждениями?

<< | >>
Источник: Г.И. Челпанов. Учебник логики.2012. 2012

Еще по теме Глава VII О СУЖДЕНИИ:

  1. Глава VIIО СУЖДЕНИИ
  2. Глава XО ПРОТИВОПОЛОЖЕНИИ СУЖДЕНИЙ
  3. Глава 8. Деление суждений
  4. Глава 10. О противоположности суждений
  5. Глава 7. О суждении
  6. Глава X О ПРОТИВОПОЛОЖЕНИИ СУЖДЕНИЙ
  7. Глава VIIIДЕЛЕНИЕ СУЖДЕНИЙ
  8. Глава VII.Подсудность
  9. Глава 11Оценочные суждения
  10. Глава VIII ДЕЛЕНИЕ СУЖДЕНИЙ
  11. ГЛАВА VII Преступность несовершеннолетних
  12. Глава VII. Залог прав
  13. Глава VII. Прекращение обязательств
  14. Глава VII УДОСТОВЕРЕНИЕ СДЕЛОК
  15. Глава VII. РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ