загрузка...

VIII


Русский литературный язык есть общеславянский элемент в русской культуре и представляет то единственное звено, которое связывает Россию со славянством. Говорим «единственное», ибо другие связывающие звенья призрачны. «Славянский характер» или «славянская психика» – мифы. Каждый славянский народ имеет свой особый психический тип, и по своему национальному характеру поляк так же мало похож на болгарина, как швед на грека. Не существует и общеславянского физического, антропологического типа. «Славянская культура» – тоже миф, ибо каждый славянский народ вырабатывает свою культуру отдельно, и культурные влияния одних славян на других нисколько не сильнее влияния немцев, итальянцев, тюрков и греков на тех же славян. Более того, славяне принадлежат к различным этнографическим зонам.
Итак, «славянство» не этнопсихологическое, антропологическое, этнографическое или культурноисторическое понятие, а лингвистическое. Язык, и только язык, связывает славян друг с другом . Язык является единственным звеном, соединяющим Россию со славянством. Мы видели, что по отношению к языку русское племя занимает среди славян совершенно исключительное по своему историческому значению положение. Будучи модернизированной и обрусевшей формой церковнославянского языка, русский литературный язык является единственным прямым преемником общеславянской литературноязыковой традиции, ведущей свое начало от святых первоучителей славянских, т. е. от конца эпохи праславянского единства. Но, вглядываясь пристальнее в ту роль, которую играл церковнославянский язык в образовании русского литературного языка, мы замечаем одно любопытное обстоятельство: церковнославянская литературноязыковая традиция утвердилась и развилась в России не столько потому, что была славянской, сколько потому, что была церковной.
Это обстоятельство чрезвычайно характерно для русской истории. Россия – Евразия – странанаследница. Волею судеб ей приходилось наследовать традиции, возникшие первоначально в иных царствах и у иных племен, и сохранять преемство этих традиций даже тогда, когда породившие их царства и племена погибали, впадали в ничтожество и теряли традиции. Так, унаследовала Россия традицию византийской культуры и хранила ее даже после гибели Византии, унаследовала Россия и традицию монгольской государственности, сохранив ее даже после впадения монголов в ничтожество; наконец, унаследовала Россия и церковнославянскую литературноязыковую традицию и хранила ее, в то время как гибли один за другим древние центры и очаги этой традиции. Но любопытно при этом, что все эти унаследованные Россией традиции только тогда становились русскими, когда сопрягались с православием. Византийская культура с самого начала была для русских неотделима от православия, монгольская государственность, только оправославившись, превратилась в московскую, а церковнославянская литературноязыковая традиция только потому и могла принести плод в виде русского литературного языка, что была церковной, православной.
<< | >>
Источник: Ю. И. Минералов. ВВЕДЕНИЕ В СЛАВЯНСКУЮ ФИЛОЛОГИЮ.2012. 2012

Еще по теме VIII:

  1. ГЛАВА VIII Рецидивная преступность
  2. Глава VIII История обязательств
  3. РАЗДЕЛ VIII. ТРЕТЕЙСКИЕ СУДЫ
  4. Раздел VIII. Врачебная ошибка
  5. Глава VIII. ВРЕМЯ ОТДЫХА
  6. VIII Особенности звучащей речи
  7. Глава VIII. А теперь о храбрости
  8. Часть VIII. Социальное поведение
  9. Раздел VIII. Межличностные системы
  10. ЧАСТЬ VIII ИНФЕКЦИИ НАРУЖНЫХ ПОКРОВОВ
  11. Глава VIII. СТРУКТУРА ПОВЕДЕНЧЕСКОГО АКТА
  12. Раздел VIII. Судебно - медицинская экспертиза трупа
  13. VIII. ОЩУЩЕНИЯ
  14. VIII.
  15. Раздел VIII Правовые основы денежного обращения и расчетов
  16. Раздел VIII. ПСИХОЛОГИЯ И ЭТИКА ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В БИЗНЕСЕ
  17. Глава VIII
  18. VIII. Монашество
  19. Тема VIII.АДВОКАТ
  20. § VIII. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ