РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ИДЕОЛОГИИ МАРКСИЗМА И ЭВОЛЮЦИЯ ВНУТРИИДЕЙНЫХ ТЕЧЕНИЙ

Марксизм зародился в Германии в первой половине XIX века. Именно в этот период он оформился как самостоятельное социалистическое учение. Основоположниками марксизма были Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Впервые основные положения этой теории были сформулированы ими в 1848 году в знаменитом “Манифесте коммунистической партии”. С этого момента марксизм начал набирать популярность среди рабочего класса, части интеллигенции и социалистов.

В. И. Ленин выделял 3 временных отрезка в развитии марксистской идеологии: 1) с революции 1848 года до Парижской Коммуны (1871); 2) от Парижской Коммуны до русской революции (1905); 3) от русской революции [1, с. 4]. В первый период марксизм представлял собой “лишь одну из чрезвычайно многочисленных фракций или течений социализма” [1, с. 4]. Второй период характеризуется относительным спокойствием и отсутствием серьезных столкновений социалистов и либералов. В этот период в ряды марксистов вливается большое количество приверженцев новой идеологии. Третий период – это период непосредственной борьбы, период революций и “величайших мировых бурь” [1, с. 5]. В. И. Ленин говорил, что триумф марксизма как раз придется на грядущую историческую эпоху, т. е. ХХ век.

Что же послужило предпосылками к зарождению марксизма? В первую очередь бурный рост капитализма, когда вместо отжившего свой век натурального хозяйства и феодальных отношений на смену приходят товарно-денежные отношения и связанный с ними рост товарного производства.Набирающий обороты рост заводов и фабрик требовал большого количества рабочих рук. Вследствие этого все больше крестьян покидают свои деревни и устраиваются наемными рабочими к фабрикантам – начинают формироваться два класса с противоположными интересами. Рабочий хочет больше заработать чтобы себя прокормить, капиталист хочет извлечь максимальную прибыль, а для этого надо меньше заплатить рабочему. Маркс указывал на эти отношения в теории о прибавочной стоимости. По поводу положения рабочих он говорил: “Издержки на рабочего сводятся поэтому почти исключительно к жизненным средствам, необходимым для его содержания и продолжения его рода. Но цена всякого товара, а, следовательно, и труда, равна издержкам его производства. Поэтому в той же самой мере, в какой растет непривлекательность труда, уменьшается заработная плата” [2, с. 430–431]. Именно разница интересов двух классов и борьба пролетариев за свои интересы и является одной из причин зарождения социалистических идей.

Кроме того, марксизм – это и философское течение. В XIX веке завершает свое развитие классическая философия и на смену ей приходит марксизм как наиболее соответствующее духу времени учение. Маркс указывает на главенствующую роль практики (материально-чувственной деятельности) как основы познания. Заслугой К. Маркса является разработка новой формы материализма. Вскрывая специфические законы развития капитализма, он развивает и обогащает научное понимание наиболее общих законов всякого развития – законов диалектики. На основе исследования “анатомии” капиталистического общества были сформулированы основные принципы материалистического понимания истории, даны формулировки наиболее общих законов общественного развития [3].

В целом, идеология марксизма появилась как ответ на противоречия в социальной, экономической и философской сферах общественных отношений на стыке отмирающего феодализма и стремительно растущего капитализма. Отличительной особенностью марксистской идеологии является то, что она не предполагает каких-либо конечных рамок своего развития. Всю свою жизнь Маркс и Энгельс развивали и дополняли свое учение. Энгельс говорил: “Наше учение не догма, а руководство для действия” [4, с. 488], подразумевая его связь с определенными практическими задачами эпохи, которые могут меняться при каждом новом повороте истории [1, с. 2].

Марксизм по своей природе является неклассическим философско-идеологическим учением. В его основе лежит теория исторического материализма.

Исторический материализм – наука о законах развития общества, основанная на материалистическом понимании мира и развития общества [5].

Для того, чтобы объяснить, чем обусловлены идеи, мнения, сознательные действия людей, понадобился крутой, революционный переворот в самом подходе к изучению общественных явлений. Этот переворот стал возможен после утверждения капитализма, обнажившего материальные, экономические корни борьбы классов, а также после появления на исторической арене рабочего класса – первого в истории класса, который, не только не боится последовательно научного объяснения общества, но и прямо заинтересован в таком объяснении.

Только в этих исторических условиях оказался возможным научный подвиг Маркса и Энгельса, распространивших диалектический материализм на изучение общества и его истории, создавших научную теорию об общих законах общественного развития. Эта теория – исторический материализм, материалистическое понимание истории [6, с. 120].

Исторический материализм, в отличие от представителей классической философии, на первое место ставит не духовную жизнь и общественное сознание, а материальную составляющую жизни общества, т. е. природу, народ, и способ производства для удовлетворения материальных потребностей общества.

С точки зрения исторического материализма вся история развивается как последовательная и закономерная смена общественно-экономических формаций.

Общественно-экономическая формация – это стадия общественной эволюции, характеризующаяся определённой ступенью развития производительных сил общества и соответствующим этой ступени историческим типом экономических производственных отношений, которые зависят от неё и определяются ею [7, с. 98].

По Марксу, в ходе исторического процесса сложились пять общественно-экономических формаций:

1. Первобытно-общинная;

2. Рабовладельческая;

3. Феодальная;

4. Капиталистическая;

5. Коммунистическая.

Формации с течением времени сменяют друг друга. Эта смена происходит тогда, когда появляется резкое несоответствие между ростом производительных сил и сохраняющимся видом производственных отношений. Конечной стадией развития общества является коммунизм, но прямой переход от капитализма к коммунизму, по Марксу и Энгельсу, невозможен. Сначала нужно пройти промежуточную стадию – социализм, характеризующийся:

– общественной собственностью на средства производства;

– коллективизмом – приоритетом интересов общества над интересами личности;

– позитивным пониманием свободы (свобода от эксплуатации, возможность активного участия в делах коллектива, обеспечение социальных условий для самореализации личности);

– преобладанием идеи социального равенства над идеей социальной свободы;

– распределительным и патерналистским пониманием социальной справедливости;

– идеей коллективного рационализма;

– оптимистическим взглядом на природу человека;

– верой в неизбежность социального прогресса.

Социализм является низшей фазой коммунизма. Высшая – собственно коммунизм.

Главным, на наш взгляд, отличием социализма от коммунизма является то, что при социализме еще существует государство как политический институт. При коммунизме же государства как такового не может быть – оно отмирает. Также важным является различие в степени социального равенства. Принцип социализма – “От каждого по егоспособности, каждому – по его труду” [8, с. 11] означает, что материальные блага распределяются соразмерно проделанной работе. Принцип же коммунизма: “От каждого – по способностям, каждому – по потребностям” [9, с. 6], предполагает, что член коммунистического общества будет брать столько материальных благ, сколько ему нужно, внося посильный вклад в общее дело.

Апологеты марксизма считали, что переход к коммунизму возможен только в результате революции. Они обосновывали это тем, что при капитализме число капиталистов уменьшается, но они становятся богаче и сильнее; число рабочих все увеличивается и увеличивается, причем все растет их сплоченность, хотя и не ровно; разница между рабочим и капиталистом становится больше.

Развитие капитализма ведет поэтому к неизбежному столкновению этих классов, то есть к коммунистической революции [10, с. 48].

Главный упор в марксизме делается на пролетариат. Именно ему предстоит совершать революцию и направлять дальнейший ход истории. В целом, вся политическая сторона учения Маркса посвящена выяснению места и роли пролетариата в буржуазном обществе, выражению его интересов и обоснованию путей и средств их практической реализации.

Программные положения Маркс изложил в своих трудах, среди которых наиболее существенными являются следующие:

1. “Экономическо-философские рукописи” 1844 г. Книга включает три рукописи. Работа долгое время не была известна и только в 1932 году была опубликована. В ней Маркс изложил основные положения своей теории;

2. “К критике политической экономии”. В ней Маркс излагает свои взгляды на товарно-денежные отношения, формулирует основы теории прибавочной стоимости;

3. “Капитал”. Главнейшая работа К. Маркса. В ней он научно обосновывает теорию прибавочной стоимости, показывает, как образуется капитал, поясняет теорию стоимости и присвоения конечного продукта.

4. “Манифест Коммунистической партии”. Впервые опубликован в 1848 году в Лондоне. Основные идеи:

– о всемирно-исторической роли пролетариата. Пролетариат должен организовать себя как класс и объединится;

– идея создания коммунистической партии для завоевания власти. Начало воплощению этой идеи было положено в 1847 г. созданием “Союза коммунистов”, который просуществовал до 1851 г. [1, с. 10];

– идея пролетарской революции, которая должна произойти во всех индустриально развитых странах одновременно;

– идея завоевания власти мирным путем, а при отсутствии такой возможности – насильственным;

– положение о диктатуре пролетариата, смысл которого сводится к тому, что коммунизм наступит не сразу, а в результате революции возникнет переходный период, в течение которого нужно будет победить сопротивление свергнутой буржуазии;

– идея о построении коммунизма как бестоварного, безрыночного общества ассоциированных производителей; рабочий класс будет использовать свою власть для формирования новых отношений, основанных на равенстве, товариществе. Будет утверждена общественная собственность на средства производства. Классы исчезнут, не будет денег и государство отомрет.

Изучая труды Маркса и Энгельса можно отметить, что выстроенная ими теория отличается строгой логичностью. Основные ее положения сформулированы четко и достаточно убедительно. Ярко выражен основной лейтмотив марксизма: историческое развитие общества предопределено и переход к коммунизму неизбежен и закономерен.

Все познается в сравнении, поэтому для полноты картины истинного марксизма не лишним будет кратко обрисовать основные течения в социалистической мысли. Они близки марксизму, но имеют свои особенности. Они представляют собой, так сказать, уклон в сторону. Поэтому не лишним будет выделить отдельно эти “отклонения”.

1. Анархизм. Это течение имеет множество форм. Назовем основные:

а) Анархо-коммунизмставит перед собой цель установления безвластного общества, общества, в котором отсутствуют иерархия и принуждение. Это общество основано на взаимопомощи и солидарности всех людей [11].

Основоположником анархо-коммунизма является Петр Алексеевич Кропоткин. В известной своей работе “Хлеб и воля” он писал, что “Всякое общество, покончившее с частной собственностью, должнобудет, по нашему мнению, организоваться на началах анархическогокоммунизма. Анархизм неизбежно ведет к коммунизму, а коммунизм – канархизму, причем и тот, и другой представляют собой не что иное, каквыражение одного и того же стремления, преобладающего в современныхобществах, – стремления к равенству” [12, с. 47].

Кропоткин отвергает коммунизм Маркса: “…Но наш коммунизм не есть коммунизм фаланстера или коммунизмнемецких теоретиков-государственников. Это – коммунизм анархический,коммунизм без правительства, коммунизм свободных людей. Это – синтез, т.е. соединение в одно двух целей, преследовавшихся человечеством во всевремена: свободы экономической и свободы политической” [12, с. 54].

Анархо-коммунисты, в отличие от марксистов, допускали сохранение личной собственности, были за предоставление женщинам равных прав с мужчинами, были против “обобществления жен”.

б) Анархо-синдикализм. Это идейное течение считало высшей формой организации трудящихся профсоюзы (по-французски – синдикаты; отсюда синдикализм), к которым должны перейти средства производства. Анархо-синдикалисты выступали за тактику “прямого действия” (саботаж, бойкот, экономическую забастовку и, как “высшую форму” борьбы, всеобщую экономическую стачку). Наибольшее распространение получил в начале 20 века [13].

в)Бакунизм– одно из течений анархизма, связанное с именем М. А. Бакунина. Будучи выразителями мелкобуржуазной революционности с характерным для неё крайним индивидуализмом, проповедью абсолютной свободы личности, его сторонники требовали наряду с уничтожением частной собственности отмены всякого государства (в котором они видели первопричину эксплуатации и неравенства), полной автономии мелких общин производителей и объединения их в свободную федерацию (на языке бакунистов эта программа называлась “социальной ликвидацией”). Бакунин и его последователи выступали прямыми противниками марксистского учения о социалистической революции; они отвергали все формы борьбы (политические и экономические) рабочего класса, не ведущие прямо к “социальной ликвидации”, отрицали необходимость создания самостоятельных рабочих партий, выдвигали волюнтаристскую концепцию стихийного бунта, движущими силами которого должны были стать наряду с рабочим классом крестьянство, люмпен-пролетариат, учащаяся молодёжь (последним отводилась решающая роль) [14].

2. Бланкизм –идейно-политическое течение леворадикального толка, названное по имени французского революционера Луи Огюста Бланки (1805 – 1881). Л. О. Бланки в целом придерживался традиционных для французского утопического коммунизма XVIII – первой половины XIX в. взглядов, но считал, что коммунистический идеал может быть достигнут путем насильственного переворота. Такой переворот приведет к революционной диктатуре, которая обеспечит условия для коммунистического преобразования общества. Революция должна быть подготовлена и осуществлена небольшой хорошо организованной группой революционеров, и эта же группа возглавит революционную диктатуру, постепенно перевоспитывая на основе коммунистических принципов основную часть населения. Бланки видел в вооруженном насилии важнейшее средство политической борьбы и достижения социалистических целей.

Идеи Бланки оказали влияние на леворадикальные группировки террористического характера во многих странах (революционный терроризм). Его идеи повлияли на формирование взглядов идеолога русского народничества П. Н. Ткачева. Многие исследователи и критики ленинизма отмечали, что взгляды Бланки могут рассматриваться как один из истоков теории и практики большевиков [15].

Существовало еще множество идейных течений в социалистическом движении: чартизм, утопический социализм и др. Все они так или иначе пересекались с собственно марксизмом. Одни его положения они признавали и брали на вооружение, другие же отвергали и вносили свои “правки”.

Существование множества социалистических идейных течений в период XIX-начала ХХ века можно объяснить, на наш взгляд, несовершенством и бессистемностью попыток найти выход из сложившихся противоречий между капиталом и пролетариатом. Одни хотели революционных преобразований, другие предпочитали действовать террористическими методами, третьи настаивали на мирном реформистском пути и т. д. Играла роль и конкретная ситуация, сложившаяся в отдельной стране.

Марксизм же в этом отношении отличается наибольшей организованностью и системностью своей доктрины. Это и послужило причиной роста его дальнейшей популярности.

<< | >>
Источник: Горелик А. А. Трансформации марксистской идеологии в ХХ веке. Развитие марксизма в современных условиях. 2014

Еще по теме РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ИДЕОЛОГИИ МАРКСИЗМА И ЭВОЛЮЦИЯ ВНУТРИИДЕЙНЫХ ТЕЧЕНИЙ:

  1. Горелик А. А. Трансформации марксистской идеологии в ХХ веке. Развитие марксизма в современных условиях, 2014
  2. Эволюция идеологий
  3. 8.4. Эволюция изменения пищевых представлений о пище в течение жизни человека
  4. Джеффри К. Зейг ЭВОЛЮЦИЯ ПСИХОТЕРАПИИВзявшись за организацию конференций по эволюции психоте
  5. Развитие предпосылок социально-психологического знания в системе марксизма
  6. Раздел VI. Основы арбитражного процесса
  7. Раздел VI. Основы арбитражного процесса
  8. Раздел 1ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
  9. Раздел IV ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПИТАНИЯ
  10. Раздел I. Психология и педагогика: основы
  11. Лингвистические идеи книги «Марксизм и философия языка»