РАЗДЕЛ 3. МАРКСИСТСКАЯ ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ СЕГОДНЯ

С крушением мировой социалистической системы, в особенности СССР, марксистское мировоззрение на современном этапе претерпевает значительные трансформации. Так как современные общественно-экономические отношения в целом подчинены рыночной экономике, то и взгляды Маркса на капитализм подвергаются пересмотру.

Рыночные отношения подтачивают отношения господства-подчинения и патриархальный уклад общественной жизни. Исходя из этого Маркс решающим считал политэкономию товара и будущее общества полагал в изменении собственности на средства производства – технику и сырье. Рабочая сила также являлась товаром.

Современное общество уже взяло на себя и образование, и подготовку специалиста для собственного производства. И подготовка эта является уже не столько товаром, сколько услугой, и товар становится не столько вещью, сколько опредмеченной формой услуги. Здесь решающим становится не затраченное время, а качество оказанной услуги. Тем самым пересмотру подвергается сам принцип господства рыночных отношений – обмен осуществляется прежде всего по качеству услуги и во вторую очередь – по затрате рабочего времени, от которого услуга зависит достаточно мало, поскольку труд практически не опредмечивается или опредмечивается в формах непосредственного удовлетворения нужд, потребностей и прихотей человека, принимающего услугу. Таким образом, через доминирование оказания услуг капитализм стал опираться на собственный человеческий и интеллектуальный материал, на собственный антропологический фактор и принял полную ответственность за общество на всех этажах общественной жизни, породил или преобразовал в собственных интересах слой мелкой буржуазии и интеллектуалов – средний класс, своего подлинного могильщика вместе со слоями пролетариата, ставшего рабочим классом и интегрированного в средний класс. Последний состоит из самостоятельных агентов общественной жизни, способных предоставлять услугу всем другим членам общества на основе высококвалифицированного профессионального и интеллектоемкого труда. Основная тенденция перемен в этой области ведет к все более усиливающимся позициям менеджеров, по-настоящему руководящих предприятием. Верхи рабочих и “низы” капиталистов все более становятся членами среднего класса, и такое общество можно назвать “разночинным”. Разночинное общество – система обмена деятельностью и прежде всего услугами. Чиновничество – альтернатива разночинному обществу, основанному на “сочинении” услуг – может интегрироваться в такое общество постольку, поскольку их деятельность зависит по преимуществу не от властных отношений, а от интеллектуальной составляющей их работы [36].

Хоть капитализм и был смертельным врагом социализма, все же некоторые уроки из борьбы с противоположной ему идеологией он усвоил. Сегодня достаточно очевидно, что современное общество во многом строится на учете уроков социализма, на учете опасности сохранения бедности, ведущей к революционным потрясениям и изменению режима собственности и государственной власти. Нищета в современном обществе на Западе в целом преодолена, и это – существенное влияние соревнования с социалистическим лагерем. Богатые слои предпочли поделиться достатком, а не лишаться всего. Обещание “общества массового благосостояния” в значительной мере стало реальностью. Однако осуществилось это за счет экспорта нищеты в страны “третьего мира”. Как и для зон этого мира, так и для зон индустриального общества внутри общества постиндустриального, марксизм актуален даже в своей классической форме. Зона постиндустриального общества – зона действия марксизма современного.

Решающей стороной современного марксизма является переход от анализа общества потребления и производства товаров и отношений – к производству и самопроизводству духовно богатого, всесторонне развитого человека и доминированию духовного над вещным и материальным.

Это означает формирование в рамках общества и за его рамками собственной жизненной философии, личностной идеологии каждого человека [36].

Как бы ни утверждали обратное идеологические противники марксизма, какие бы доводы ни приводили, с какой бы яростью ни критиковали его, значимость и актуальность марксистско-ленинской теории на сегодняшнем этапе развития общества, на наш взгляд, бесспорна. Даже не погружаясь вглубь марксовой философии можно повсеместно наблюдать, что плоды его творческой мысли, его наследие, которое он нам подарил, пользуются огромной популярностью среди всех слоев населения, независимо от их политических взглядов. Приведем некоторые примеры, наглядно иллюстрирующие популярность марксизма.

Основные работы Маркса, такие как “Капитал”, “Манифест Коммунистической партии”, “К критике политической экономии”, не говоря уже о собрании сочинений Маркса и Энгельса, постоянно пользуются большим спросом. Они регулярно переиздаются и из года в год увеличивают свой тираж.

Несколько лет назад клиенты одного из банков в Германии выбрали Карла Маркса в качестве оформления к банковской карте MasterCard.

В 2012 году в Лондоне прошел фестиваль “Марксизм-2012”. Организатор фестиваля Джозеф Чунару, член Социалистической рабочей партии, отмечает, что среди участников фестиваля становится все больше и больше молодежи [37]. На наш взгляд, это говорит о многом. Уж по крайней мере о том, что марксизм сегодня никак нельзя сбрасывать со счетов. Наоборот, его следует больше изучать, так как сегодня наблюдается его реставрация.

Появляется философская, научная, историческая, научно-популярная литература, посвященная марксистской идеологии. Многие книги посвящены биографиям социалистических лидеров.

Конечно, среди литераторов есть и антимарксисты. Например, американский политолог и философ японского происхождения ФрэнсисФукуяма. В своей работе “Конец истории и последний человек” (TheEndofHistoryandTheLastMan) Фукуяма заявляет, что капитализм – явление непреодолимое и что он будет всегда. Он, в противоположность Марксу, утверждает нерушимость капитализма, заявляет, что его крах невозможен. Он также провозглашает торжество либеральной идеологии. Например, он говорит: “…Более того, логика современной науки, по-видимому, диктует универсальную эволюцию в сторону капитализма. Опыт Советского Союза, Китая и других социалистических стран указывает, что хотя весьма централизованная экономика была достаточна для достижения уровня индустриализации, существовавшего в Европе пятидесятых годов, она разительно неадекватна для создания того, что называется сложной “постиндустриальной” экономикой, в которой куда большую роль играют информация и технические новшества.” [38, с. 13]. То есть, за капитализмом и либерально-демократической идеологией он видит будущее.

Сегодня пролетариат уже не воспринимается как самая главная сила в развитии общества. С развитием научно-технического прогресса на первый план выходит новая прослойка – служащие или “белые воротнички”.Поэтому положение Маркса о лидирующей роли пролетариата сегодня подвергается сомнению.

Как итог можно отметить, что в борьбе сегодняшних идеологий бытуют противоречивые мнения. Одни (как ФрэнсисФукуяма) предрекают закат марксизма и расцвет либерально-демократических идей. Другие же утверждают по-марксистски: у капитализма и буржуазной идеологии нет будущего. Так утверждал основатель и президент Всемирного экономического форума в Давосе (1971 г.) Клаус Мартин Шваб: “Капиталистическая система изжила себя и абсолютно не вписывается в модель современного мира” [39].

Мы же можем констатировать, что, хотя и произошел распад социалистического лагеря и его идеологии, марксизм сегодня не забыт и снова поднимает голову.

<< | >>
Источник: Горелик А. А. Трансформации марксистской идеологии в ХХ веке. Развитие марксизма в современных условиях. 2014

Еще по теме РАЗДЕЛ 3. МАРКСИСТСКАЯ ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ СЕГОДНЯ:

  1. Раздел первый. МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКАЯ ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА КАК НАУКА
  2. Конфликт идеологический
  3. 2. Обыденное и идеологическое познание
  4. 5.4. Идеологический механизм охраны окружающей среды
  5. 5. Идеологическая и технико-юридическая стороны в структурных общностях.
  6. Механизмы идеологического шлюза: случай историкопатриотического романа
  7. Глава 2. ВОПРОСЫ МЕТОДОЛОГИИ В МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКОЙ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ПРАВА
  8. Глава 1. МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКАЯ ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ
  9. 1. Законность — важная сторона марксистско-ленинского подхода к праву, к правовой действительности.
  10. 1. Вопросы правового регулирования в марксистско-ленинской общей теории права.
  11. I. 2. 1. Марксистско-ленинская философия - методологическая основа научной психологии
  12. г2: Подслушанная мысль.
  13. Обучение сегодня
  14. Психотерапия сегодня
  15. Горелик А. А. Трансформации марксистской идеологии в ХХ веке. Развитие марксизма в современных условиях, 2014
  16. XI. Вчера, сегодня и завтра
  17. Намерение и Мысль