РАЗДЕЛ 2.ОСНОВНЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ МАРКСИЗМА

Несмотря на сегодняшнюю его критику и даже заявления о том, что марксоватеория несостоятельна, марксизм представляет собой учение прогрессивное и развивающееся. Конечно, теперь он сильно отличается от того учения, каким он был в XIX веке. Но это, на наш взгляд, свидетельствует о том, что марксизм обогащается новыми концепциями и положениями, прогрессирует, учитывает современные тенденции общественного развития.

Однако наибольшим трансформациям марксистская идеология подверглась в ХХ веке. Для того, чтобы охарактеризовать эти трансформации, рассмотрим их в хронологическом порядке.

Ортодоксальный марксизм представляет собой вовсе не некритическое признание марксовых исследований, не “веру” в тот или иной тезис, не истолкование “священной” книги. Ортодоксия в вопросах марксизма, напротив, относится исключительно к методу. Это – научное убеждение, что диалектическим материализмом был найден правильный методисследования, что этот метод можно разрабатывать, продолжать и углублять лишь в духе его основоположников [16].

Главным теоретиком ортодоксального (греч. прямой, правильный) марксизма считается немецкий экономист Карл Каутский, один из основных участников 2 Интернационала. В работах В. И. Ленина, Н. И. Бухарина и др. взгляды Каутского подвергаются сильной критике. Его обвиняют в извращении и отходе от марксизма. Идейными сторонниками Каутского были Г. В. Плеханов, В. Адлер и др.

Основные идеи последователей ортодоксального марксизма:

1. Концепция экономического “объективизма”. Суть этой концепции может быть сформулирована следующим образом.

История с естественной необходимостью ведет отбесклассовогопервобытного общества, через антагонистическиеобщественно-экономические формации – рабство, феодализми капитализм – к социализму. Социализм наступаетзакономерно, является результатом самого движенияистории, вне зависимости от действий людей по егоосуществлению. Отсюда задача социалистов состоит не впрактической подготовке рабочего движения дляреализации социалистических целей, а в развитии в немустремлений к социализму, веры в то, что переход к немупроисходит во всех странах с естественной необходимостью.

К. Каутский, по существу, игнорировал субъективныйфактор, необходимость выработки стратегии и тактики рабочего движения, отрицал творческую, созидательную роль социалистической революции. Поэтому он считал желательным отсрочить момент решительной борьбы на более благоприятное время, а когда такой момент наступил, вместо конкретного анализа конкретной ситуации начал выдвигать различного рода абстрактныеальтернативы и предположения, пытаясь доказать невозможность и нежелательность революции [17, с. 6].

К. Каутский отдавал преимущество политике реформизма, боялся стихийного действия революционных масс. В. И. Ленин открыто обвинял его в оппортунизме: “Столь же непоследовательной уже в те годы была позиция Каутского по вопросу о коренном различии междубуржуазным парламентаризмом и пролетарским демократизмом, о диктатуре пролетариата и др. Из суммы этих обходов вопроса, умолчаний, уклончивостей и получился неизбежно ... полный переход к оппортунизму...” [17, с. 9].

Ленин писал, что последователи ортодоксального марксизма, особенно Каутский, изменили марксизму, не разобрались в меняющихся идеологических тенденциях. “Каутскианская трактовка марксизма явиласьсильнейшей помехой на пути правильного понимания ученияМаркса” [17, с. 11]. Однако следует отметить, что на первых порах Каутский и другие считались ярыми марксистами.

2. Особый подход к понятию “диктатура пролетариата”, который исключал революционное насилие со стороны угнетенного пролетариата над угнетателями.

3. Отрицание роли Советов как органов рабоче-крестьянского государственного управления.

4. Критика взгляда, по которому крестьяне должны стать революционерами только после превращения их в безземельный пролетариат.

Сподвижник Каутского Г. В. Плеханов в этом вопросе пришел к ошибочному антимарксистскому выводу относительно революционных возможностей крестьянства, скатившись к прямому отрицанию роли этого класса как союзника пролетариата в социалистической революции [18, с. 10].

5. Тезис о том, что идеи марксизма применимы не только к странам Западной Европы, но и к другим странам, в т. ч. и к России [18, с. 10].

Представители ортодоксального марксизма настаивали на распространении революционного марксизма и изучении марксистской литературы среди читающей публики, т. е. активно выступали за пропаганду марксистской идеологии среди широких масс, в том числе и интеллигенции.

6. Идея о создании социально-демократической партии. Здесь подчеркивается огромное значение такой партии для революционного движения пролетариата [18, с. 13].

7. Утверждение о том, что индивидуализм вовсе не противоречит социализму, так как свободное развитие каждого есть свободное развитие всех [19, с. 7].

8. Сотрудничество рабочих с интеллигенцией, что коренным образом отрицали большевики.

Приведенные здесь положения ортодоксального марксизма далеко не все. Изучая работы Плеханова, Каутского можно четко проследить отход от некоторых положений чистого марксизма. По многим вопросам Плеханов и Каутский стояли в оппозиции к ленинской теории марксизма. Они указывали на ошибочные, с их точки зрения, действия большевиков, предсказывали, к чему может привести проводимая ими политика (особенно в деревне). В целом, они были сторонниками социал-демократии и более либерально настроенными теоретиками социализма, чем большевики.

После распада 2 Интернационала в 1916 году ортодоксальные марксисты перешли на реформистские позиции.

В начале ХХ века в марксизме оформилось реформистское течение. В реформизме подверглись критике теоретические основы марксизма, что привело к отказу от его основных положений.

Реформистское движение возглавил Э. Бернштейн. Также наиболее известными представителями этого направления были Петр Струве и Жан Жорес. Они стояли за постепенное реформирование капитализма и перерастание его в социализм путем реформ.

Реформистская стратегия рассматривала социализм как процесс комплексного преобразования экономических и общественных структур в соответствии с социалистическими требованиями. Бернштейн полагал, что обнищание пролетариата временно и устранимо с развитием капитализма. Он высоко ценил роль демократии в современном обществе и считал, что капитализм может постепенно обрести социалистическую окраску. Поэтому он считал разрушение капитализма не нужным [20].

Реформизм негативно воспринимался правящей коммунистической элитой во времена Советского Союза. Его окрестили термином “ревизионизм”. Под ним понимались любые, отличавшиеся от точки зрения официальной идеологии, взгляды на стратегию и тактику пролетарского движения. Заявление Совещания представителей коммунистических и рабочих партий (1960 г.) гласило: “В стане врагов международного рабочего движения особую роль играют ревизионисты, пытающиеся увести рабочий класс и его партии с марксистско-ленинского пути. Коммунистические партии разгромили ревизионистов в своих рядах и единодушно осудили югославскую разновидность международного оппортунизма. Подчеркивая, что коммунистическое движение побеждало и побеждает своей верностью марксизму-ленинизму, они указали на необходимость вести борьбу против ревизионизма, как главной опасности в настоящее время, а также против догматизма и сектантства.” [21, с. 3].

У Бернштейна был свой, отличный от Маркса и Энгельса, взгляд на кризис мирового капитала. Капитализм, говорил Бернштейн, в меньшей степени склонен к кризису, в большей степени подвержен социальному контролю и располагает большей способностью к проведению реформ в интересах рабочих, чем предшествующие Бернштейну социалисты, в особенности Маркс и Энгельс, считали возможным.

Бернштейн утверждал, что повальные экономические кризисы больше не являются неотъемлемой частью капитализма. Маркс же предупреждал, что окончание одного кризиса просто таит в себе семена более мощного кризиса в будущем. Энгельс, в свою очередь, вопрошал: “Не находимся ли мы в преддверии неслыханного экономического насилия в мировом масштабе?”. Бернштейн утверждал, что они оба были неправы. “Нет никаких признаков надвигающегося мирового экономического кризиса, который бы вызвал неслыханное насилие”. Маркс и Энгельс, считал он, недооценивали факторы, которые препятствовали капитализму погрузиться в экономический кризис. Например, Бернштейн утверждал, что регулирование производства ассоциациями производителей уменьшит риск возникновения кризисов. В крайнем случае, считал он, может возникнуть перепроизводство в отдельных отраслях, но это никоим образом не может считаться глобальным кризисом [22].

Общая картина, нарисованная Бернштейном, такова: вероятность того, что капитализм будет сталкиваться с экономическими кризисами будет все меньше и меньше, производство будет все более подпадать под контроль парламентских институтов, все в большей степени удовлетворяющих желания рабочих и, вследствие этого, риск политических потрясений будет минимизирован. Нет никакой надобности для революционного перехода от капитализма к социализму, потому что капитализм сам по себе будет все более и более трансформироваться в социализм. Социалисты могут уверенно следовать политике частичных реформ в рамках существующей системы, без необходимости беспокоиться о достижении своих конечных целей. Бернштейн выразил это словами: “Конечная цель, независимо от того, какой она есть, ничто; движение – это все” [22].

Реформисты, на наш взгляд, были в наибольшей степени либерально настроены, чем представители других течений в марксизме. Уроженец французского КастраЖан Жорес, помимо прочего был убежденным пацифистом и антиимпериалистом. Он развернул обширную кампанию по предотвращению войны в Европе (Первой мировой) – антимилитаризм. Призывал рабочих в случае войны провести всеобщую стачку, так как хорошо предвидел все возможные последствия войны. На наш взгляд, его прогнозы оправдались в полной мере, так как основная тяжесть войны легла на плечи простых пролетариев, а капиталисты снимали барыши от военных поставок (главным образом США).

Радикальный (революционный) марксизм также возник в начале ХХ века. Его сторонники стояли на крайне левых позициях.

Если смотреть в исторической ретроспективе на трансформации данного течения в марксизме в ХХ веке, то можно выделить наиболее существенные:

1. Марксизм-ленинизм (ленинизм);

2. Троцкизм;

3. Сталинизм;

4. Маоизм

1. Марксизм-ленинизм.

После Октябрьской революции в России марксизм подвергся догматизации и вульгаризации и был поставлен на службу коммунистическому тоталитаризму.

Радикальное крыло, возглавляемое В. И. Лениным, в качестве главного постулата своей идеологии приняло идею “диктатуры пролетариата”. По Ленину, задача пролетарской революции отрицательная и заключается в насильственном уничтожении буржуазного государства и буржуазного общества. В теории большевизма государство понималось как особая организация силы, организация насилия для подавления одного класса другим [20].

Н. И. Бухарин характеризовал государство следующим образом: “С точки зрения марксизма государство есть наиболее общая организация господствующего класса, основной функцией которой являются защита и расширение условий эксплуатации классов порабощенных” [23, с. 2].

Из этого следует, что представители данного течения стремились в конечном счете государство как таковое уничтожить. Только в этом случае не будет никакой эксплуатации.

После пролетарской революции объектом подавления должна стать буржуазия. История показывает, что государство как особый аппарат принуждения возникает тогда, когда общество распадается на классы, когда один класс начинает присваивать себе результаты труда других классов. Наличие государства исключает наличие свободы. Ленин утверждал: буржуазия, называя свое государство свободным, лжет. До тех пор, пока есть частная собственность, буржуазное государство, будь оно демократической республикой или монархией, всегда является машиной для подавления рабочих. Конечной целью большевики ставили уничтожение государства как организованного насилия над людьми. По мере перерастания социализма в коммунизм будет исчезать надобность в насилии вообще, в подчинении одних людей другими. Люди привыкнут к соблюдению элементарных правил поведения без применения насилия и подчинения. Коммунизм сделает государство ненужным [20].

Теорию Маркса развил и дополнил лидер большевиков В. И. Ленин. Его взглядов также придерживались Роза Люксембург, Л. Д. Троцкий, Карл Либкнехт, Н. И. Бухарин, Е. Преображенский, Л. Б. Каменев, Г. Е. Зиновьев, А. Коллонтай, Карл Радек и др. Наряду с тезисами о государстве, диктатуре пролетариата он видел переход к социализму в результате революции. Причем, в отличие от Маркса, допускал возможность социалистической революции в одной отдельно взятой стране [24, с. 162]. Ленин говорил, что такая страна должна быть наиболее слабым звеном в цепи империализма. Если пролетариат возьмет власть в такой стране в свои руки, то со временем к нему присоединятся пролетарии других стран. Когда будет создана необходимая материально-техническая база, то, по Ленину, социалистическую революцию нужно будет перенести на весь мир. Отсюда тезис о мировой революции. Борьбу необходимо продолжать до тех пор, пока последняя республика не войдет в братскую семью союзных республик.

Большевики под руководством В. И. Ленина выдвинули лозунг “Превратим войну империалистическую в войну гражданскую!”, т. е. ленинизм утверждал, что для победы над буржуазией воюющие солдаты должны повернуть оружие на свои буржуазные правительства. Отсюда проистекает еще один немаловажный ленинский тезис о поражении своего правительства в империалистической войне.

Ленинизм, в отличие от реформизма, не предусматривал пацифизм. Для него война была желательна. Войну ленинская теория рассматривала в двух вариантах:

1. Война справедливая – освободительная, имеющая целью освобождение колоний и зависимых стран от империализма, либо защита от нападения, либо освобождение народа от гнета капитализма;

2. Война несправедливая – захватническая, имеющая целью захват и порабощение чужих стран и народов.

Войну первого рода и призывал поддерживать ленинизм.

Ленин рассматривал империализм как высшую форму развития капитализма, как капитализм паразитический, загнивающий, который должен отмереть. К слову сказать, во многих своих положениях В. И. Ленин был абсолютно прав. В том числе и о гибели империализма. Через 30 лет после Первой мировой войны колониальные державы стали утрачивать контроль над своими колониями. На смену колониальному империализму пришел империализм другого типа – финансовый.

2. Троцкизм.

Идеологом данного направления в радикальном марксизме стал Л. Д. Троцкий. Основная его теория – теория о перманентной революции, смысл которой сводится к тому, чтобы силами победившего пролетариата в Советской России непрерывно атаковать буржуазные страны, истощать их. Эта теория подверглась резкой критике со стороны И. В. Сталина, который утверждал, что сначала нужно накопить силы, провести индустриализацию страны, а уж затем с помощью Красной рабоче-крестьянской армии нести освобождение трудящимся всего мира.

Троцкий считал, что в Советском Союзе власть взяла бюрократическая партийная верхушка во главе со Сталиным.“Режим СССР заключает в себе … ужасающие противоречия. Но он продолжает оставаться режимом переродившегося рабочего государства.

Таков социальный диагноз. Политический прогноз имеет альтернативный характер: либо бюрократия, все более становящаяся органом мировой буржуазии в рабочем государстве, опрокинет новые формы собственности и отбросит страну к капитализму, либо рабочий класс разгромит бюрократию и откроет выход к социализму” [25, с. 338]. Эти взгляды Троцкого оформились в теорию деформированного рабочего государства.

Также Троцкий был сторонником создания трудовых армий, которые выполняли бы различные военные и гражданские задачи.

Естественно, что Сталину и его приверженцам такая критика со стороны Троцкого не могла нравиться, поэтому постепенно его сместили со всех постов.

Спустя время, уже из-за границы, находясь в эмиграции в Мексике, Лев Троцкий продолжает критиковать проводимую в СССР политику бюрократизации партии. Сталину он не может простить отход от дела мировой революции.

3. Сталинизм.

Сталинизм – название, данное политической, идеологической и экономической системе, которую проводил в жизнь Иосиф Виссарионович Сталин в СССР в период между 1934 и 1953 годами. Эта система включает командную экономику, чрезмерную пропаганду для установления культа личности вокруг абсолютного диктатора, а также использование тайной полиции для удержания народа в повиновении.

Термин “сталинизм” впервые употребил Лазарь Каганович [26].

Основные характеристики сталинизма как идеологии:

– пропаганда культа личности;

– убеждение в том, что по мере продвижения вперед к социализму будет обостряться классовая борьба, сопротивление тех, кто не хочет социализма, или не понимает необходимости такого движения;

– убежденность в том, что “кто не с нами тот против нас”, что “если враг не сдается, то его уничтожают”, а враг – это тот, кто выступает против решений партии;

– идея о том, что капиталистическое окружение готовит новый поход против СССР и поэтому нужно ускоренными темпами укреплять обороноспособность страны;

– политика индустриализации и коллективизации;

– развитие учения Ленина о революции в одной отдельно взятой стране;

– всеобщий принудительный труд (создание т.н. государственных трудовых резервов);

– смена интернационального социалистического курса на курс национальный [27].

Сталин говорил, что он является учеником и продолжателем дела великого Ленина. По сути, так оно и было. Сталин старался не отходить от догм марксизма-ленинизма, а для этого он использовал собственные методы, пусть и не популярные в оппозиции. При Сталине в СССР никакой другой идеологии кроме марксизма-ленинизма не существовало. Ее он считал единственно верной. “Товарищ Сталин показывает нам пример партийного вождя, великого государственного строителя, в основе деятельности которого лежит наука из наук – учение марксизма-ленинизма. Он сам выступает как глубокий теоретик и мыслитель. Он находит время для составления истории ВКП(б), являющейся образцом марксистско-ленинского освещения истории большевистской партии, энциклопедией марксизма-ленинизма” [28, с. 16].

4. Маоизм.

Маоизм – враждебное марксизму-ленинизму мелкобуржуазно-националистическое течение в Коммунистической партии Китая. Маоизм представляет собой конгломерат субъективистско-волюнтаристических, вульгарно-материалистических идей, противопоставляемых марксистской философии, политической экономии, научному коммунизму, пролетарской стратегии и тактике мирового коммунистического движения. Маоизм призван обосновывать авантюристическую политику “казарменного коммунизма”. Краеугольным камнем маоизма является антисоветизм.

В виде самостоятельной платформы маоизм сложился в конце 50-х годов ХХ века. Его возникновение непосредственно связано с деятельностью Мао Цзэдуна. На 9-м съезде КПК (1969) маоизм, именуемый официально в Китае “идеи Мао Цзэдуна”, был объявлен “теоретической основой, определяющей идеи КПК”, и провозглашен “марксизмом-ленинизмом современной эпохи” [29].

Процесс формирования маоизма связан с борьбой двух главных тенденций в КПК – интернационалистской и мелкобуржуазно-националистической. Маоисты выдвинули идею “национального марксизма”, “китайского коммунизма”. Под вывеской “соединения всеобщих истин марксизма-ленинизма с практикой китайской революции”, “китаизации марксизма-ленинизма” мелкобуржуазно-националистические элементы в КПК начали атаку на коренные положения об интернациональном характере революционного учения рабочего класса.

На маоизм большое влияние оказали анархизм и ревизионистские течения в коммунистическом движении, особенно троцкизм. У анархистов Мао Цзэдун заимствовал такие принципы, как абсолютизация насилия (“винтовка рождает власть”, “бунт – дело правое”), опора на непролетарские, деклассированные элементы и политически незрелые слои молодёжи для “организации” революций без учёта революционной ситуации. Маоизм по существу заимствует троцкистскую концепцию “перманентной революции” и исходит из того, что победа социализма без полного уничтожения империализма невозможна. Он утверждает, что в условиях социализма, включая и его зрелую стадию, постоянно идет борьба между социалистическим и капиталистическим путями развития, существует угроза реставрации капитализма и что для предотвращения этой опасности необходимы революции. Образцом такой“революции” объявлена т. н. культурная революция, проведённая под руководством Мао Цзэдуна во 2-й половине 60-х годов. Такие “революции”, являющиеся по существу формой тотальной чистки и расправы с реальными и потенциальными противниками маоизма, должны, по заявлениям маоистов, повторяться периодически.

Маоизм фактически отрицает объективные закономерности строительства социализма и коммунизма, учение о руководящей роли марксистско-ленинской партии как авангарда рабочего класса, подменяет социалистический демократизм диктатурой военно-бюрократической группировки, насаждает культ личности, принижает роль народа [29].

Маоизм, по сути, это извращение марксизма. Чего только стоит утверждение о том, что нищета, кризисы, отсталость страны всегда сопутствуют социализму и являются положительными явлениями для строительства нового общества. Реформы Мао Цзэдуна, в том числе и “Большой скачок” привели страну к экономическому коллапсу.

Однако не следует отрицать того, что, как и всякая идеология, маоизм имеет и положительные черты. В Советском Союзе работы Мао Цзэдуна по причинам идеолого-политических разногласий не издавались, поэтому у обывателей тогда, да и теперь бытует крайне негативное отношение к маоизму. Сам же Мао Цзэдун всегда говорил о китайском варианте социализма прямо и категорично, не вдаваясь в либерально-философские тонкости реформизма. Например, он совершенно справедливо отмечал, что “революция – это не званый обед, не литературное творчество, не рисование или вышивание; она не может совершаться так изящно, так спокойно и деликатно, так чинно и учтиво. Революция – это восстание, это насильственный акт одного класса, свергающего власть другого класса.” [30, с. 4].

Открытая категоричность маоизма видна из следующего высказывания Мао: “Всё то, против чего враг борется, мы должны поддерживать, а против всего того, что враг поддерживает, мы должны бороться” [30, с. 5].

Из всего вышеизложенного можно заключить, что идейные расхождения между собой в стане радикальных марксистов были особенно остры. Не ставя под сомнение основы учения Маркса, они направляли его теории в ту или иную, выгодную для них сторону. Особенно четко борьба между ними прослеживается в период внутрипартийной борьбы в СССР во второй половине 1920-х годов, а также во времена советско-китайского раскола, кульминацией которого стал Даманский конфликт 1969 г. Также большой вклад в пересмотр марксистской идеологии оказал Л. Д. Троцкий, идеи которого и сегодня поддерживают марксисты-троцкисты по всему миру. Из всей когорты последователей Маркса самой, на наш взгляд, научно обоснованной, являлась марксистско-ленинская идеология – течение, теоретиком и практиком которого был В. И. Ленин. Его авторитет бесспорен, т. к. даже И. В. Сталин называл его своим учителем.

Неоднозначность трактовок ряда основных принципов марксизма, а также его внутренние противоречия стали причиной попыток его пересмотра применительно к политико-экономическим условиям ХХ века и привели к появлению качественно новых трансформаций марксизма. Одной из таких попыток является неомарксизм.

Неомарксизм – это совокупность обновленческих социально-философских и экономических концепций XIX–ХХ вв. в русле идейной традиции, восходящей к К.Марксу, которые противопоставили себя прежнему, т.н. ортодоксальному марксизму как в версии Ф.Энгельса–К.Каутского–Г.В.Плеханова, так и в версии Ленина–Сталина. Неомарксизм включает в себя политические и правовые теории, эстетические и культурологические учения, социологию, психологию, футурологию, религиоведение [31].

В качестве специального термина слово “неомарксизм” начинает употребляться в нач. ХХ в.

Одними из наиболее известных неомарксистов являются Жорж Сорель, Теодор Адорно, Герберт Маркузе.

В процессе эволюции неомарксизма выделилось несколько интеллектуальных формаций: ассимилятивный неомарксизм кон. 19 – нач. 20 в., западный марксизм1920–80-х гг., постмарксизм поздних 80 – 90-х гг. [31].

Центром неомарксизма стала Франкфуртская школа социальных исследований. На базе школы были выработаны два основных положения неомарксизма:

1. Движущей силой революции является не пролетариат, который обуржуазился и интегрировался в капитализм, а “аутсайдеры” – люмпены, безработные, преследуемые национальные и сексуальные меньшинства, радикальные слои студенчества и гуманитарной интеллигенции, нищее население “бедных” стран, противостоящее “богатым” странам;

2. Слабое звено буржуазного общества – не власть и государство, а система духовных ценностей – культурных, моральных, религиозных и определяемых ими семейно-брачных отношений.

Единственное, что сближало старых и новых марксистов, это понимание морали: все, что способствует революции – нравственно, что препятствует ей – аморально [32].

Суть неомарксизма – противопоставление себя классическому марксизму. Эта трансформация марксизма утверждает, что марксистские положения не могут быть каноном, как это представлено в ортодоксальном и других течениях марксизма.

Разновидностью неомарксизма является еврокоммунизм (западный марксизм).

Еврокоммунизм – политика и теоретическое обоснование деятельности ряда коммунистических партий Западной Европы, в 1970-х и 1980-х годах, критиковавших руководство КПСС в мировом коммунистическом движении, концепцию диктатуры пролетариата и недостаток политических свобод в странах, принявших советскую модель социализма. Вместе с тем, еврокоммунизм декларировал верность марксизму (не марксизму-ленинизму) и не идентифицировал себя с социал-демократией [33].

Еврокоммунистическое течение поддерживали наиболее популярные компартии Западной Европы.

На него как источник идей перестройки и гласности ссылался Михаил Горбачёв в своих мемуарах. Родственным движением порой считают титоизм.

Критика справа упрекала еврокоммунистов в нежелании порывать с Москвой, троцкистская критика – в национализме, критика слева – в отказе от основополагающих принципов коммунизма. Советские идеологи рассматривали еврокоммунизм как разновидность ревизионизма.

Основные идеологи: Сантьяго Каррильо (работа “Еврокоммунизм и государство”),ЭнрикоБерлингуэр, Антонио Грамши [33].

Выделяют также понятие “постмарксизм”.

Постмарксизм – это понятие, используемое для обозначения социально-философского течения, выделившегося из неомарксизма во второй половине 1980-х годов. Это течение подчеркивает одновременно преемственность с традицией марксизма и необходимость радикального преодоления теоретических тупиков марксистского наследия, особенно тех, которые возникли в новый исторический период [34].

Основные положения постмарксизма:

– социализм был неудачей и все “всеобщие теории” общества обречены на ту же участь;

– упор марксизма на социальные классы есть “редукционизм”, поскольку классы постепенно исчезают; принципиальные политические разногласия имеют чисто культурную природу и коренятся в различных идентичностях (раса, пол, этнос, сексуальные предпочтения);

– государство – это враг демократии и свободы, коррумпированный, и неэффективно обеспечивающий социальное благосостояние. На его место должно прийти “гражданское общество”, поборник демократии и социальных перемен;

– центральное планирование ведет к бюрократии и само является ее продуктом. Оно препятствует обмену товарами между производителями. Рынок и рыночный обмен, возможно немного регулируемый, дает большее потребление и более эффективное распределение;

– традиционная борьба левых за государственную власть развращает и ведет к авторитарным режимам, которые подчиняют гражданское общество своему контролю. Местная борьба по местным вопросам местными организациями – единственное демократическое средство перемен, за исключением просьб/давления на национальные и международные власти;

– революции всегда заканчиваются плохо или вообще невозможны: социальные трансформации угрожают вызвать авторитарную реакцию. Альтернатива – борьба за демократическую передачу власти, консолидация вокруг борьбы за избирательный процесс;

– классовая солидарность – это часть прошлых идеологий, отражающих более раннюю политику и реальность. Классов больше не существует. Есть мелкие “площадки”, где отдельные группы (идентичности) и местные сообщества участвуют в самопомощи и взаимных действиях по “выживанию”, основанных на взаимодействии с внешними силами. Солидарность – это межклассовый феномен, гуманный жест;

– классовая борьба и классовое противостояние не приводят к ощутимым результатам; они заканчиваются поражением и не могут решить насущные проблемы. Сотрудничество с правительством и международными организациями на деле приводит к увеличению производительности и к развитию;

– антиимпериализм – еще одно выражение из прошлого, пережившее свое время. В сегодняшней глобализированной экономике нет возможности противостоять экономическим центрам. Мир все более взаимозависим, и в этом мире требуется все большее международное сотрудничество по передаче капитала, технологии и ноу-хау от “бедных” к “богатым” странам;

– лидеры народных организаций не должны быть ориентированы исключительно на организацию бедных и разделять их условия жизни. Внутренняя мобилизация должна основываться на внешнем финансировании. Профессионалы должны разрабатывать программы и находить внешнее финансирование, чтобы организовать локальные группы. Без внешней помощи местные группы и профессиональные карьеры распадутся [35].

На протяжении ХХ века учение Маркса трактуется во множестве вариаций. Кроме вышеназванных, существуют такие трансформации учения Маркса, как чучхе (Северная Корея, Ким Ир Сен), ходжаизм (Албания, Энвер Ходжа), титоизм (Югославия, Иосиф Броз Тито), прачанда (Непал, ПушпаКамалДахал), люксембургизм (Польша/Германия, Роза Люксембург), геваризм (Куба, Эрнесто Че Гевара).

Начиная с 1980-х годов нарастает кризис марксистской идеологии, основные ее положения подвергаются переоценке, многие откровенно ставятся под сомнение. Страны социалистического лагеря начинают постепенно отходить от учения Маркса. Инициатива истолкования и теоретического развития марксизма все больше переходит к западным коммунистам, иногда отрицая все то, на чем Маркс строил свое учение.

<< | >>
Источник: Горелик А. А. Трансформации марксистской идеологии в ХХ веке. Развитие марксизма в современных условиях. 2014

Еще по теме РАЗДЕЛ 2.ОСНОВНЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ МАРКСИЗМА:

  1. Горелик А. А. Трансформации марксистской идеологии в ХХ веке. Развитие марксизма в современных условиях, 2014
  2. СОДЕРЖАНИЕ ФАРМАКОЛОГИИ, ЕЕ ЗАДАЧИ. ПОЛОЖЕНИЕ СРЕДИ ДРУГИХ МЕДИЦИНСКИХ И БИОЛОГИЧЕСКИХ НАУК. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФАРМАКОЛОГИИ. ПОНЯТИЕ ОБ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛАХ ФАРМАКОЛОГИИ
  3. Развитие предпосылок социально-психологического знания в системе марксизма
  4. Лингвистические идеи книги «Марксизм и философия языка»
  5. Основные разделы психологии
  6. Раздел II. ОСНОВНЫЕ КЛАССЫ И РОДЫ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ
  7. Три основных раздела памяти
  8. РАЗДЕЛ VII.ОСНОВНЫЕ ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ ИНСТИТУТЫ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
  9. Раздел IIIКРАТКАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
  10. 5.1.1. Трансформация
  11. Трансформация
  12. 13.10. Трансформация «Я»
  13. Трансформация
  14. Глава 17. Трансформация и метафизический выбор
  15. ТРАНСФОРМАЦИЯ
  16. Глава 2. Развитие и трансформация этнической идентичности
  17. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАЗДЕЛА XII «ПРОБЛЕМЫ БИОЭТИКИ». «ОСНОВ СОЦИАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ», ПРИНЯТЫХ НА ЮБИЛЕЙНОМ АРХИЕРЕЙСКОМ СОБОРЕ, ПРОШЕДШЕМ В МОСКВЕ 13-16 АВГУСТА 2000 г.