1.1. Исторический путь социальной теории К. Маркса к современному постмарксизму

Марксизм чрезвычайно зависим от конкретного исторического временного отрезка и культурных особенностей общества. Вследствие этого последователи Маркса и Энгельса должны были модифицировать, видоизменять оригинальную марксовскую теорию под конкретные условия. Вследствие того, что учение Маркса в первозданном своем виде не подходило для стран со слабым уровнем экономического развития (в частности, Российской империи), его приходилось перестраивать, учитывая слабую экономику такой страны (а мы помним, что в теории Маркса пролетариат должен взять власть в свои руки в результате социалистической революции во всех развитых индустриальных странах одновременно)[1, с. 334]. Ф. Энгельс прямо отрицал в своих “Принципах коммунизма” возможность пролетарской революции в одной отдельно взятой стране [1, с. 334].

В. И. Ленин считал иначе, и таким образом адаптировал теорию Маркса под российские условия. Он утверждал, что революцию можносовершить и в одной стране, где господство капитализма основательно подорвано и экономика слаба. Ленин заключил, что одновременная победа социализма во всех странах невозможна ввиду неравномерности развития капитализма в разных странах [2, с. 162 – 163]. Подобным образом происходит развитие марксизма во временных, географических и политических ракурсах.

Для марксизма обновление социальной теории и толкование новых тенденций в общественно-экономических отношениях представляют жизненную необходимость. Ведь капитализм сам по себе нестабилен: он постоянно ищет пути дальнейшего развития товарно-денежных и общественно-экономических отношений. Марксизм это учитывает и, благодаря этому, живет и развивается.

Анализируя “Экономико-философские рукописи” Маркса (1844 г.) можно заметить, что он пришел к неутешительному выводу о том, что с развитием капитализма жизнь человека все более становится бессмысленной, человек вследствие своей способности трудиться превращается в обычный товар. В результате люди разобщаются, происходит их отстранение друг от друга.

К. Маркс предрекал кризис капиталистических отношений. Кроме того, наблюдая развитие рабочего движения, он за 10 лет до своей смерти признал, что улучшение социальных условий для пролетариата возможно не только в результате революции, но также и мирным путем. Из этого мы можем заключить, что уже сам Маркс трансформировал свою теорию.

С развитием марксизма развивались и внутриидейные течения в нем: ревизионизм, ортодоксальный марксизм и др. В период II Интернационала (1889 – 1916) в лагере марксистов произошел разрыв.

Ревизионисты во главе с Э. Бернштейном ставили вопрос о коренном пересмотре некоторых положений марксовой теории. Впоследствии они отделились и оформились в социал-демократические партии стран Западной Европы.

После раскола в лагере марксистов социальная доктрина ревизионистов стала называться “неомарксизм”. Период неомарксизма – это период с 1917 по 1980-ые годы. Неомарксизм критиковал советский социализм и основной его целью был разрыв с догмами. Его суть – в критике классического марксизма.

Выделяют 2 течения в неомарксизме:

1. Диалектико-гуманистическое – в центре внимания находится человек;

2. Сциентистское – научно обоснованный марксизм [3, с. 5].

1960 – 1970 годы – наибольшая популярность неомарксизма. В это же время становится очевидным кризис в мировом коммунистическом движении. Коммунистические партии в Западной Европе начинают терять популярность. В Советском Союзе также отчетливо виден процесс утраты популярности Коммунистической Партии Советского Союза. Недаром в брежневской Конституции СССР 1977 года (статья 6) предпринята попытка закрепить ведущую роль КПСС в социально-политической жизни советского человека [4, с.3].

Однако угасание советской модели социализма нарастало. Во второй половине 1980-ых годов в СССР, а за ним и в остальных странах соцлагеря, марксизм сдает все свои позиции, уступая место либерально-демократической идеологии и капитализму. Но кажущийся окончательный крах марксизма на самом деле таковым не являлся. Смерть ему объявили либералы, а приверженцы, пусть и потерпевшие поражение, у марксизма все-таки остались. Они попытались реанимировать марксистскую идеологию с учетом изменившихся общественно-экономических отношений. Произошло своего рода переоформление марксизма.

Сегодня мы видим, что обновленная социальная теория Маркса и Энгельса снова набирает популярность, чего нельзя сказать о либерализме. На наш взгляд, идеология либерализма начинает испытывать серьезные трудности. Достаточно внимательно следить за событиями в мире, чтобы это понять. Становиться очевидным, что капитализму должна быть альтернатива. Такой альтернативой может быть обновленный социализм, так как это единственная модель общественного устройства, имеющая в своем арсенале большой (отчасти негативный, но все же…) опыт. К тому же она прошла “обкатку”, т. е. была практически применена. Теоретическое оформление либерализму в рамках марксистской социальной теории и есть постмарксизм.


<< | >>
Источник: Горелик А. А.. Социальная теория и политические стратегии постмарксизма». 2013

Еще по теме 1.1. Исторический путь социальной теории К. Маркса к современному постмарксизму:

  1. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ ПО МАРКСУ
  2. В. СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ ОТКРЫВАЕТ ПУТЬ К ПОНИМАНИЮ
  3. 4. Социально-индивидуальный человек и историческая динамика социально-политической психологии
  4. 18.1. Исторический и современный аспекты энотерапии (винотерапии)
  5. Глава 1 Краткий исторический очерк. Современная диетология
  6. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ
  7. Современные теории групповой психотерапии
  8. СОВРЕМЕННЫЕ ОТКРЫТИЯ И ТЕОРИИ
  9. СОВРЕМЕННЫЕ ВЗГЛЯДЫ И ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ
  10. Социально-исторические психотипы.
  11. Часть III Исторические, социальные и этнические травмы
  12. Первые исторические формы социально-психологического знания
  13. Молодость как социально-историческая категория. Границы возраста. Развитие личности в молодости. Выстраивание системы жизненных ценностей и смысложизненных ориентации. Становление индивидуального жизненного стиля. Кризис молодости. Социальная активность в молодости. Человек для самого себя и для других. Любовь, брак, создание семьи. Профессиональное са-моопределение и обретение нового социального статуса.